Выбор стратегии социально экономического развития региона. Структура стратегии развития региона
Александр Идрисов
Управляющий партнер компании
"Про-Инвест Консалтинг"
Теоретические предпосылки проекта
Многочисленные исследования показывают, что благосостояние стран или регионов зависит от уровня производительности, расположенных на их территории корпораций. Причинно-следственные связи процесса регионального развития представлены на рис 1.
Уровень производительности, зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые.
В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Профессор гарвардского университета Michael Porter в своей теории кластеров показал, что бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин "бизнес-климат" - комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий:
1. Условия факторов производства (Factors condition), их качества и степени специализации:
a. Природные ресурсы
b. Человеческие ресурсы
c. Финансовые ресурсы
d. Физическая инфраструктура
e. Административная инфраструктура
f. Информационная инфраструктура
g. Научно-исследовательский потенциал
2. Условия для конкуренции и стратегического развития
a. Инвестиционный климат и политика региональных властей
b. Наличие конкурентов и свобода конкуренции
3. Условия спроса
a. Наличие требовательных местных потребителей
b. Наличие уникальных потребностей клиентов
c. Специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке
4. Связанные или поддерживающие отрасли
a. Наличие квалифицированных поставщиков
b. Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.
Рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (World Economic Forum) базируется на методологии, предложенной профессором M. Porter. В 2000 году страной высшую позицию в рейтинге конкурентоспособности заняла Финляндия.
Почему многочисленные программы развития регионов не работают?
Правительство России, впервые за годы реформ, объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном российских институтов. Однако, обычно, это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на, так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета.
С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.
1. В отличие от развитых стран, не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития (источник: "Про-Инвест Консалтинг", опрос руководителей предприятий). При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона.
2. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией (HPO). Успешная реализация региональной стратегии вряд возможна без повышения эффективности административного управления. Сегодня, реформа государственного управления является одним из высших приоритетов Президента и Правительства России.
Цель проекта
Помощь региональной администрации и бизнес-сообществу в разработке сбалансированной и эффективной стратегии регионального развития, обеспечивающей повышение конкурентоспособности региона и повышения уровня жизни населения.
Применяемые подходы
Проект разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:
1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов)
2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата
Данный подход имеет следующие преимущества:
Создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона;
Разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием
Сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС;
Повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, через общее видение будущего;
Использование более совершенных методов анализа бизнес-климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров;
Создание ключевых индикаторов (Key Performance Indicators), которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии;
Проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.
В качестве методологической основы используются подходы, разработанные объединенной группой специалистов "Про-Инвест Консалтинг" и МГТУ им. Баумана, в том числе Стратегическая платформа региона (рис. 2).
Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС), привлекательный бизнес-климат и эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала.
В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы (рис. 3) в трех областях: Стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес-климата, эффективность администрации. Определяются целевые показатели (KPI), которые могут быть достигнуты в случае ликвидации "стратегических" разрывов (рис. 4).
Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона
Каждый российский регион имеет не более 20-30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС). Отбор СЭС производится на основе следующих критериев:
существующий или потенциальный объем продаж
количество и потенциал создания рабочих мест
потребление ресурсов региона
влияние на вспомогательные или связанные отрасли
поддержка социальной инфраструктуры
Для создания стратегии СЭС используется разработанная "Про-Инвест Консалтинг" методология "3f Corporate Strategy (First to New Ideas, Fastest to Implement Change, Finest Customer Service) Данный подход позволяет:
активизировать инновационные процессы в компании, максимально вовлечь в процесс разработки стратегии менеджмент и ключевых сотрудников СЭС;
в кратчайшие сроки разработать реалистичную стратегию СЭС, учитывающую возможности для развития бизнеса и вероятные угрозы, а также основанную на ключевых компетенциях и динамических способностях;
создать сбалансированную систему индикаторов эффективности;
сформулировать простые правила, делающие стратегию понятной и доступной не только для менеджмента, но и для рядовых сотрудников СЭС;
построить финансовые прогнозы.
Анализ регионального бизнес-климата и разработка рекомендаций по его совершенствованию
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
АБДУРАХМАНОВА М.А.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В статье рассматриваются проблемы развития рыночной инфраструктуры в регионе в аспекте формирования стратегического планирования. Показана необходимость активизации инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры. Определена миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры. Показан алгоритм стратегического планирования рыночной инфраструктуры. Выполнен анализ внешней и внутренней среды влияния на формирование рыночной инфраструктуры в регионе.
АВ1ЯЛЫНМАЖ)УА М.А.
STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET
In article problems of development of a market infrastructure in region in aspect of formation of strategic planning are considered. Necessity of activization of investment process for sphere of a market infrastructure is shown. Mission of strategy of development of a market infrastructure is defined. The algorithm of strategic planning of a market infrastructure is shown. The analysis of the external and internal environment of influence on formation of a market infrastructure in region is made.
Ключевые слова: стратегия, стратегические цели, регион, рыночная инфраструктура, управление, рынок, инвестиции.
Keywords: strategy, strategic targets, region, market infrastructure, management, the market, investments
Развитию рыночной инфраструктуры отведено значительное внимание при разработке стратегических планов социально-экономического развития регионов. Эффект функционирования отраслей регионального хозяйства и объектов рыночной инфраструктуры зависит не от превалирующей на данный момент формы собственности, а от механизма управления многоотраслевой системой хозяйства регионов. Поэтому необходим поиск стратегии, способной оптимизировать процессы в области функционирования рыночной инфраструктуры.
В основе функционирования региональной рыночной инфраструктуры должна лежать идея саморазвивающейся хозяйственной единицы, способной активно формировать рынок региона. Это позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса в сфере рыночной инфраструктуры и определить
перспективу его распределения. Методические основы стратегического развития рыночной инфраструктуры должны предусматривать оптимальное сочетание экономической сферы развития объектов рыночной инфраструктуры с социальной. Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры определяет общественно-правовое, социально-экономическое и воспроизводственное предназначение, смысл существования рыночной инфраструктуры в условиях трансформируемой экономики и усиления ее регионализации.
Миссия стратегии развития рыночной инфраструктуры предполагает повышение эффективности и стабилизацию экономических связей и отношений в региональном комплексе.
Генеральной стратегией для реализации миссии должна быть стратегия экономического прорыва . Концепция прорыва в развитии рыночной инфраструктуры определяется как превращение существующих ресурсов и интеллектуального потенциала в рыночные конкурентные преимущества, выявление новых резервов, рационализация институциональной, управленческой структуры на всех уровнях, которые в совокупности придадут необходимый импульс к развитию региональной рыночной инфраструктуры.
На основе миссии в целевом блоке фокусируются стратегические цели, отражающие основные каналы реализации управленческих решений, выработанных стратегией. Основным документом целевого блока может быть стратегический план развития рыночной инфраструктуры региона. Достоинством стратегического плана является построение его под лозунгом «стратегического партнерства» , поскольку в процесс стратегического планирования вовлекаются все заинтересованные участники рынка, административная и законодательная ветви власти, население.
Структуру стратегического плана развития рыночной инфраструктуры, на наш взгляд, можно представить как совокупность следующих элементов:
❖ анализ внутренней и внешней среды развития рыночной инфраструктуры региона,
❖ разработка концепции развития,
❖ определение стратегических целей и подцелей, на базе которых формулируются конкретные задачи с системой количественных и качественных показателей,
❖ разработка действий и выработки тактики их осуществления,
❖ анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
Реализация элементов стратегического плана развития рыночной инфраструктуры представляет собой стадии цикла стратегического планирования (рис.1.). Анализ внешних и внутренних факторов развития рыночной инфраструктуры региона раскрывает ее экономический потенциал и источники развития. Внешние факторы позволяют охарактеризовать природно-географическое положение региона его экономическую конъюнктуру, основные мировые тенденции и их влияние на развитие рыночной инфраструктуры.
Внутренние факторы характеризуют количественный и качественный составы материальных и трудовых ресурсов рыночной инфраструктуры, развитие и значимость каждого инфраструктурного элемента, развитие предпринимательской активности, инвестиционный климат и инвестиционную емкость рынка. Сопоставление внутренних и внешних факторов позволяет уточнить внутренние и внешние ресурсы, которые могут быть привлечены для осуществления стратегии экономического прорыва в развитии рыночной инфраструктуры региона. Кроме того, на этой ступени стратегического цикла анализируются риски, тенденции инфляционных процессов, перспективы экономического роста и экономические ресурсы других регионов, с которыми осуществляются торговые и коммерческие взаимоотношения.
Рис. 1. Цикл (алгоритм) стратегического планирования рыночной инфраструктуры
Анализ внешней и внутренней среды необходим для определения стратегической позиции, в горизонтальной плоскости отражающей значение стратегического потенциала, в вертикальной - состояние привлекательности внешнего климата .
Реальная сила стратегической позиции усиливается стратегической активностью руководства, специалистов и персонала, реализующего стратегию. Только взаимодействие стратегической позиции и стратегической активности порождает синергетический эффект от внедрения стратегии, определяя ее успех.
На основе прогнозо-аналитического сопоставления, проведенного на основании анализа внутренних и внешних факторов, производится выбор стратегических целей. Выбор стратегических целей исходит из того, что они должны удовлетворять требованиям измеряемости, достижимости, временной адекватности, что означает на практике разработку количественных и качественных показателей для выражения целей. Цели будут значимыми, если они правильно сформулированы, если непосредственные исполнители о них информированы в полном объеме и если осуществляется стимулирование их реализации. Постановка стратегических целей развития рыночной инфраструктуры в настоящее время осложнена, так как сами категории «рыночная инфраструктура» и «рыночный потенциал» являются новыми для нашей экономики. Они мало изучены, для них не разработана система пока-
зателей. Для выбора целей развития рыночной инфраструктуры необходимо проводить анализ, синтез и прогноз развития оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования всех видов бирж, банковской системы, рынка ценных бумаг, информационного рынка. Каждый элемент должен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности, так и в совокупности, причем в составе четко обозначенной региональной системы рыночной инфраструктуры.
Стратегические цели можно структурировать по трем критериям:
❖ по уровню приоритетов (общерегиональные цели, цели определенного инфраструктурного канала);
❖ по направленности деятельности (финансовые, маркетинговые, рыночные, социальные);
❖ по направленности целей рыночной инфраструктуры (стабилизация, развитие, бурный рост).
Стратегические цели развития рыночной инфраструктуры следующие:
❖ выработка системного подхода к управлению рыночной инфраструктурой,
❖ оптимизация и стабилизация продовольственной ситуации в регионе,
❖ достижение баланса между объемами ввоза и вывоза,
❖ оптимизация поставок и объемов потребления, то есть выравнивание спроса и предложения,
❖ сокращение сроков поставки,
❖ улучшение качества продукции,
❖ осуществление всего комплекса контролирующих функций по качеству продукции и экологии ее производства,
❖ снижение трансакционных издержек,
❖ формирование статистического и информационного блоков по инфраструктурным элементам,
❖ формирование и поддержка инноваций, внедряемых в рыночную инфраструктуру.
Для успешной реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры необходима непрерывная оценка стратегического плана путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки как раз и выступает механизмом обратной связи для корректировки стратегии.
После принятия стратегии необходимо проанализировать организационную структуру управления на предмет ее способности обеспечить достижение поставленных целей. Возможно, что стратегия определит структуру. При этом некоторые структурные звенья будут заменяться более оптимальными с точки зрения выбранной стратегии. Этап формирования новой структуры в процессе стратегического планирования является залогом успешной реализации стратегического плана.
В блоке стратегических целей развития рыночной инфраструктуры разрабатывается Концепция, на базе которой осуществляется выработка стратегии и постановка задач развития региона. Концепция должна учиты-
вать местную специфику и обладать способностью воспринимать необходимые коррективы по ходу ее разработки. Подчеркивается, что для разработки концепции развития рыночной инфраструктуры значение качества маневренности усиливается системными свойствами инфраструктуры: открытостью и мобильностью.
Для реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры товарных рынков в регионах разрабатывается наряду с Концепцией развития рыночной инфраструктуры и Комплексная Программа как комплекс мер ее реализующих.
Важным достоинством, отмечаемым при анализе Комплексной Программы развития инфраструктуры товарных рынков, является системный подход в ее разработке. Формирование «системы организаций и условий их функционирования», обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления», является основной целью Программы.
Адекватно поставленной цели разработаны задачи и мероприятия, реализацию которых предполагается осуществлять поэтапно:
1. В качестве первоочередных мероприятий, формирующих нормативно-правовую «почву», регулирующих деятельность как отдельных элементов рынков, так и образующихся связей, предлагаются мероприятия по совершенствованию действующих документов. Внутренние расчеты и платежи осуществляются в соответствии с нормами и правилами бухгалтерской и налоговой отчетности. Появление (для некоторых - реставрация) новых инфраструктурных форм, таких, как биржи, торгово-терминальные центры, торговля через Интернет, требуют разработки и законодательного закрепления иных финансовых документов. К разработке новых документов предъявляется требование их универсальности и учет специфических особенностей отдельных инфраструктурных сегментов. Необходимы нормативные акты, упорядочивающие взаимоотношения участников товарных рынков.
2. В качестве направления повышения эффективности функционирования рынков и элементов инфраструктуры необходимы рекомендации по оптимизации размещения объектов складского хозяйства на региональном (межрегиональном) уровне и в отдельных секторах рынков.
3. Унификация информационного обеспечения по формированию и развитию рыночной инфраструктуры в целях создания единой информационной среды.
4. Внедрение технологии терминально-транспортного обслуживания в Республике Дагестан для включения ее в систему межрегиональных товаро-потоков и для улучшения инвестиционной привлекательности, поскольку транспортная подсистема является материальной базой рыночной инфраструктуры и ее развитие будет способствовать развитию новых элементов рыночной инфраструктуры.
Для осуществления стратегических целей целевого блока разрабатывается ресурсный блок. Поскольку ресурсы являются основой развития эконо-
мики любого региона, то в русле заданной стратегии важно проработать всевозможные варианты их использования, включая и альтернативные. Ресурсный блок должен включать финансовые, материальные и людские ресурсы. Финансовое обеспечение возможно за счет:
❖ образования паевых фондов с участием как государства, так и капитала частного предпринимательства,
❖ выделения определенного ежегодного процента из доходной части бюджета регионального уровня,
❖ объявления инвестиционного конкурса (тендера) на развитие или строительство объектов рыночной инфраструктуры, финансирование которого в случае выигрыша может осуществляться из федерального бюджета на возвратной основе.
По мнению автора, для привлечения инвестиций в инфраструктуру государством должны быть разработаны налоговые освобождения и льготы, достаточно привлекательные для возникновения желания вложить капитал в инфраструктуру. Это необходимо из-за того, что инвестиции в инфраструктурные отрасли рассматриваются большинством предпринимателей как квазиблаго.
Необходимо разработать меры, направленные на снижение инвестиционных рисков, что будет гарантировать реальным и потенциальным инвесторам возврат кредитных средств; активизировать привлечение иностранного капитала под гарантии правительства; разработать программу концессионного обеспечения региона.1
Также нужна поддержка предпринимательской активности как ресурсного фактора эффективного функционирования региональной экономики, особенно в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса образуют основную массу посредничества.
Стратегия развития рыночной инфраструктуры региона должна дополняться, на наш взгляд, Концепцией государственной политики в сфере идеологии потребления товаров и услуг. Разработать подобную Концепцию сроком до 2020 г. должно Народное Собрание Республики Дагестан. Государственная политика в области идеологии потребления подразумевает комплекс мероприятий, формирующих условия, при которых удовлетворение потребностей различных групп населения в товарах и услугах обеспечивается с учетом их физиологических особенностей, традиций, экономического положения.
Исходя из того, что рыночная инфраструктура должна обеспечивать взаимодействие и наличие «обратной связи» между производителями и потребителями, между спросом и предложением, обеспечивая эффективность
1 Государство за вознаграждение по договору передает иностранному предпринимателю (юридическому или физическому лицу) исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срок а на объектах государственной (муниципальной) собственности). Исторически в период 19001910 гг. и во времена НЭПа форма привлечения иностранного капитала в виде
функционирования рынка и всей экономики, целесообразно решить следующие стратегические задачи:
1. Сформировать сеть организаций, осуществляющих посреднические функции в области складского хозяйства для эффективного обеспечения оптовой торговли и продвижения товара с минимальными затратами.
2. Повысить конкурентоспособность товаров продовольственной группы за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам.
3. Совершенствовать нормативно-правовые основы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры.
4. Создать достоверную и многоканальную связь между рыночными агентами с помощью эффективной модернизированной информационной базы.
5. Организовать научно-методическое и кадровое обеспечение развития инфраструктуры.
Стратегический план развития рыночной инфраструктуры является эффективным в том случае, если он обеспечен ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми), а стратегические цели способны реализовать «прорыв», активизировать резервы рыночной инфраструктуры региона, обеспечить воспроизводство ее элементов и улучшить качество жизни населения.
В результате реализации стратегии управления рыночной инфраструктурой произойдет активизация ее элементов. Концентрация и «транзит» деловой активности российских производителей позволят региону реализовать свой потенциал как одного из российских инфраструктурных центров и будут содействовать интеграции российских товаропроизводителей в общероссийскую торгово-производственную сеть.
Литература_
1. В новый век. Стратегический план развития Южного федерального округа. - Ростов, - 2003г., - С.13.
2. Гапоненко А. Практика развития ценовой активности в регионе. - М.: 2004г. - С.387.
3. Баранычев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. - 2003, - №5, - С.88.
РАБАДАНОВА A.A.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования механизма реализации стратегии долгосрочного развития региона. Сформирована система понятия и категорий стратегического управления и планирования социально-экономического развития на уровне региона. Выделены основные проблемы и направления совершенствования существующей системы государственного управления реализацией стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан.
THE MECHANISM OF REALIZATION OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION
In article theoretical and practical questions of formation of the mechanism of realisation of strategy of long-term development of region are considered. The system of concept and categories of strategic management and planning of social and economic development at region level is generated. The basic problems and directions of perfection of existing system of the government are allocated by realisation of strategy of social and economic development of Republic Dagestan.
Ключевые слова: стратегия, механизм реализации, социально-экономическое развитие, государственное управление.
Keywords: strategy, the realisation mechanism, social and economic development, the government.
В условиях глобализации мировых хозяйственных процессов, международных политических и экономических отношений, формирующих новые вызовы и угрозы для развития личности, общества и государства, Россия переходит к новой государственной политике обеспечения устойчивого развития страны на длительную перспективу.
Определяющую роль в достижении целей и задач, стоящих перед Россией, играют регионы, в контексте новой региональной политики как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне административных границ.
Значительная часть регионов уже подготовила стратегии социально -экономического развития, остальные находятся в процессе разработки. По данным Министерства регионального развития РФ , на конец 2009 года утвердили стратегии социально-экономического развития 45 субъектов РФ. Большинство стратегий охватывает горизонты от 8 до 12 лет, хотя ряд из них рассчитан на более длительный период - до 20-25 лет.
Таким образом, разработка стратегии социально-экономического развития региона в условиях трансформируемой экономики России становится одним из основных инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов на региональном уровне, следовательно, требует дальнейшей разработки теоретических аспектов и методических основ регионального планирования, их адаптации к современным условиям и задачам социально-экономического развития.
Анализ и синтез основных подходов и взглядов зарубежных и отечественных авторов по вопросам стратегического управления и планирования позволяют выстроить определенную систему понятий стратегического управления региональным развитием. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и успешного функционирования региона на длительный срок в соответствии с принятой доктриной и концепцией долго -срочного социально-экономического развития страны.
Стратегическое региональное планирование - это система мер государственного регулирования (управления) посредством стратегирования долгосрочного социально-экономического развития региона, состоящая в определении стратегических целей и приоритетов, способов и средств их достижения и формировании основ механизма их реализации. Стратегическое планирование в соответствии с Основами стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 12 мая 2009г., осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ - проектов (планов) устойчивого развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности.
Ключевым элементом системы стратегического регионального планирования является стратегия социально-экономического развития региона. Стратегия социально-экономического развития региона - это концептуальный документ регионального стратегического планирования, отражающий основные направления деятельности, цели, приоритеты и средства региональной политики обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона на долгосрочный период.
В стратегическом планировании регионального развития можно выделить два основных этапа:
❖ этап разработки стратегии социально-экономического развития региона;
❖ этап реализации стратегии развития региона.
Формирование стратегии социально-экономического развития региона является начальным этапом обоснования необходимости программно-целевого подхода и определения целей обеспечения устойчивого развития региона. А то, насколько будут достигнуты поставленные ею цели и задачи, зависит от эффективности механизма реализации стратегического плана.
Для успешной реализации стратегического плана, достижения поставленных целей, приведения в действие всех заложенных программных мер,
прежде всего, необходимо целенаправленное управляющее государственное воздействие на социально-экономическое развитие региона. Государственное управление является тем рычагом, который приводит в движение и согласует между собой все процессы и этапы стратегического развития.
Из сказанного выше вытекает, что механизм реализации стратегии развития является неотъемлемой частью системы стратегического управления развитием региона. Следовательно, вся система государственного управления должна быть адаптирована и приведена в соответствие со стратегическим курсом и ориентирована на реализацию стратегических целей и задач.
Теоретические вопросы в области формирования механизма реализации стратегии развития на региональном уровне на сегодняшний день недостаточно проработаны, в частности, в силу относительно недавнего распространения стратегического управления в практике управления российской экономикой.
Проанализировав позиции ряда исследований в этой области, мы разделяем точку зрения О.В. Коломийченко и В.Е. Рохчина по трактовке понятия «механизм реализации стратегии развития региона». По их мнению, механизм реализации стратегии развития региона можно определить как совокупность принципов, форм, методов и инструментов управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития региона в целях реализации стратегического выбора .
Однако в предложенном определении не обозначен субъект реализации совокупности элементов управленческого воздействия. В качестве субъекта реализации стратегии социально-экономического развития региона выступают органы государственной власти, которые осуществляют целенаправленное комплексное воздействие на все субъекты хозяйствования, расположенные на территории региона в целях обеспечения реализации стратегических направлений развития. С учетом этого, на наш взгляд, механизм реализации стратегии развития региона представляет собой совокупность принципов, функций, методов и инструментов управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития региона, применяемых региональными органами власти для достижения стратегических целей и обеспечения приоритетов развития региона.
Назначение и главная функция этого механизма состоит в обеспечении перевода экономики региона в качественно новое социально-экономическое состояние, характеризующееся достижением стратегических целей и задач его развития. Это позволяет сформировать структуру и основные элементы механизма реализации стратегии развития (рис. 1).
Создание эффективно функционирующего механизма базируется на основных методологических принципах, характерных для формирования системы стратегического управления, к которым следует отнести системность, непрерывность, эффективность, социальное партнерство, гласность и открытость, адаптивность, целенаправленность и приоритетность.
Механизм реализации стратегии развития
Принципы реализации
Организационно-правовое и ресурсное обеспечение реализации
Системность
Эффективность
Правовое обеспечение
Адаптивность
Организационное обеспечение
Непрерывность
Финансовое обеспечение
Целенаправленность и приоритетность
Информационное обеспечение
Социальное партнерство
Кадровое обеспечение
Функции управления
Методы управления
Планирование
Исполнение
Программно-целевые
Контроль
Административные
Мониторинг
Экономические
Социально-психологические
Гласность и открытость
Рис. 1. Функциональные элементы и структура механизма реализации стратегии социально-экономического развития региона.
Особо следует выделить принцип социального партнерства, который заключается во взаимодействии и согласовании интересов стейкхолдеров в рамках реализации стратегии социально-экономического развития региона.
Стейкхолдеры - это группы заинтересованных лиц, субъекты страте-гирования, принимающие участие в процессе разработки и реализации стратегии развития региона, в число которых входят органы государственной власти, бизнес-сообщество, научная общественность, население региона.
Политика государства в области стратегического управления должна проводиться на партнерских началах, быть открытой для взаимодействия с участниками рынка и общественностью.
Одним из важных стратегических направлений и условий реализации стратегии социально-экономического развития является государственно-частное партнерство, при котором устанавливается доверие и продуктивное взаимодействие между бизнесом и властью. Используя механизмы государственно-частного партнерства, регион может стимулировать приток частных
инвестиций в экономику для осуществления стратегических проектов, способствовать развитию инновационных технологий в регионе.
Эффективное функционирование механизма реализации определяется наличием соответствующего организационно-правового и ресурсного обеспечения процесса реализации стратегии развития региона.
Организационно-правовое обеспечение заключается в принятии нормативно-правовых актов, регулирующих процессы реализации стратегии, формировании и обеспечении деятельности составляющих организационной структуры реализации стратегии развития.
Ресурсное обеспечение - это совокупность имеющихся и потенциальных возможностей и средств региона, непосредственно используемых в процессе реализации стратегии социально-экономического развития региона (финансовые, информационные, кадровые ресурсы).
Наряду с отмеченными структурными составляющими механизма реализации стратегии, рассматриваются функции управления. В современных условиях хозяйствования для успешного достижения стратегических целей и приоритетов регионального развития применительно к стратегическому управлению регионом, на наш взгляд, оптимальным является следующий состав функций: планирование, исполнение (реализация), контроль и мониторинг.
Из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды процесс планирования всегда непрерывен. Контроль, базируясь на мониторинге и оценке программ и проектов, способствует созданию обратной связи между процессом планирования и результатами управленческих решений по его осуществлению.
Структура методов управленческого воздействия на процесс реализации стратегии включает в себя программно-целевые, экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.
Программно-целевой метод в последнее время получил широкое распространение в России и ее регионах. Внедрение программно-целевого метода (планирования) в практику регионального управления как инструмента реализации стратегии развития позволяет обеспечить системность и скоор-динированность деятельности органов власти по достижению стратегических целей и задач, концентрацию ресурсов и усилий на наиболее приоритетных направлениях развития, интеграцию и целевую направленность мероприятий по решению конкретных проблем и задач социально-экономического развития региона.
В современных условиях хозяйствования реализация вышеперечисленных методов предусматривает, прежде всего, смещение акцента в сторону преимущественно экономических и социально-психологических. Вместе с тем не должны быть исключены из арсенала управления и организационно-распорядительные (административные) методы. К числу их преимуществ можно отнести целенаправленное и оперативное решение наиболее острых противоречий в социально-экономической сфере, обеспечение приоритетности в направлении реализации стратегии развития региона.
Таким образом, как нам видится, комплексное и реальное наполнение механизма реализации стратегии вышеуказанными функциональными структурными элементами будет способствовать формированию эффективной системы стратегического управления развитием региона в интересах достижения намеченных стратегических целей и приоритетов регионального развития.
В настоящее время оценка уровня и сравнение основных показателей социально-экономического развития Республики Дагестан с достижениями других регионов и России в целом позволяют сделать вывод о низкой результативности действующей системы государственного управления и необходимости ее совершенствования.
Одной из ключевых проблем республики является отставание социально-экономического развития республики от средних показателей России и большинства регионов ЮФО, а также СКФО, что наглядно характеризуют данные таблицы 1.
Таблица 1.
Место, занимаемое Республикой Дагестан по основным социально-экономическим показателям среди субъектов РФ в 2008г.
к § | о Объем отгружен- к ^^
| § ^ о т ® ных товаров собст- 1 ^ ^
£ о ¡^ * § венного производ- |
о & го 5 § ства, выполненных о ^ го
^ ГО ¥ 5 н О ГО ^х
ЕЕ * ¡5 « | | - работ и услуг со6- * £ 1
ш з? _ с Э? ственными силами з ¡-^
0 ч: з ^ го >| по видам экономи- ч
(О -С Ь ^ о о ф ческой деятельно- ? о ч
1 I- о <3 ° о 4 >зТ ^^ сти1" с; X Ж
к Е ¡- ю Ф 1 * сти 2 е
I ч О 2 £ 15 ГС^ * Р Ё
£ О 3 IX <0 « I ^о
с ср * , го^О!
Ф 1= Фх л ю $ сёхф^^ф*^ ,
? £ § го § I £ 5 " ^ | 5« §
I ! * * I I* I I I Ц М? I I § ! I § & I N Ш I 8
% I ¥ со ^ 5гойт х
х £ ю о ю ^ о^ ою
с р и о бр рн о б
О О и =т £ ■= ¿и
РД 15 76 39 71 76 52 83 80 81 53 67 64 63 82
С февраля 2007 года в Республике Дагестан идет работа над проектом Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2020 года. В ходе разработки долгосрочной стратегии проведен анализ состояния экономики и социальной сферы республики, обозначены основные проблемы и конкурентные преимущества. Определены долгосрочные стратегические цели и приоритетные направления развития республики.
Одним из условий эффективности реализации Стратегии развития Дагестана является координация усилий и ориентация деятельности органов го-
сударственной власти республики на достижение стратегических целей и задач. Сложившаяся в настоящее время на региональном уровне система и потенциал государственного управления не рассчитаны на решение масштабных долгосрочных стратегических задач социально-экономического развития.
Управление социально-экономическим развитием республики Дагестан в настоящее время представляет собой некомплексное и несистемное явление. В целевых программах и планах на уровне Президента и Правительства РД постоянно присутствуют направления и мероприятия по предполагаемой реформе. Но на сегодня осуществляемые мероприятия не приводят к реальным результатам - повышению эффективности функционирования государственного механизма и обеспечению устойчивого социально-экономического развития республики. Реформы разрабатываются и реализуются различными ведомствами и разными органами, эффективность их осуществления не контролируется и не оценивается, а ответственность за срыв намеченных мероприятий не установлена.
В настоящее время Правительство является главным органом, ответственным за регулирование социально-экономических процессов и реализацию экономической политики, что прямо вытекает из ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и ст. 13 закона РД «О Правительстве РД» .
В самом Правительстве, исходя из конституционных полномочий, общими проблемами социально-экономического развития республики должны заниматься следующие органы: Председатель Правительства, Министерство экономики РД, отраслевые министерства, Министерство социального развития РД - в части формирования социальной политики.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы планирования в государственном управлении социально-экономическим развитием на уровне Республики Дагестан, являются Указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в РФ», а также закон Республики Дагестан «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» и Бюджетный кодекс.
Закон Республики Дагестан «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» , который должен был бы стать законодательной базой для осуществления функции по государственному прогнозированию и планированию, вследствие неудачной формулировки ст. 5 о краткосрочном планировании фактически подменяется Бюджетным кодексом. Проблема заключается в том, что при формулировании ст. 5 была нарушена логика Закона «О прогнозировании», в соответствии с которой четко определены периоды прогнозирования (кратко-, средне - и долгосрочный) и соответствующие им акты планирования (программирования): для долгосрочного периода - концепция социально-экономического развития, для среднесрочного - программа социально-экономического развития. Для краткосрочного периода единого проекта планирования (программирования) не определено. Вместо него п. 3 ст. 5 уста-
навливает перечень документов, которые Правительство Республики Дагестан должно предоставить в Народное Собрание одновременно с проектом республиканского бюджета на очередной год. Таким образом, в результате толкования данной нормы можно сделать вывод, что актом краткосрочного планирования является закон о бюджете. Соответственно, органом, ответственным за формирование краткосрочного плана, - Министерством финансов РД. Подобный подход и реализуется на практике, сводя экономическую политику только к финансовой.
Таким образом, эффективность планирования социально-экономического развития в государственном управлении значительно снижается вследствие пробелов в правовой базе. Прежде всего, не способствует успешной реализации стратегии разный уровень и качество нормативно-правового регулирования исполнения функций по прогнозированию и программированию, а также функций по оперативному бюджетированию. Более эффективное качественное регулирование позволяет осуществлять именно бюджетный процесс. Во многом именно поэтому оперативное бюджетное планирование превалирует над стратегическим долгосрочным.
Проблемой также стало разное качество юридической техники актов: Бюджетный кодекс стал одним из первых законов прямого действия, содержащий конкретные процедуры деятельности государственных органов. Закон же о прогнозировании - декларативным законом, который содержит в основном отсылочные нормы и реализация которого зависит от воли Правительства. Никакими санкциями исполнение данного закона также не обеспечивается.
Правовое регулирование вопросов совместного осуществления полномочий исполнительными органами государственного управления отсутствует, что порождает проблему неисполнения или «одностороннего» исполнения функции государственного управления республики.
В целом анализ функций и полномочий рассмотренных государственных органов позволяет сделать вывод об отсутствии системно организованной деятельности по планированию и реализации социально-экономической политики на уровне республиканских органов исполнительной власти.
Существенным недостатком в работе республиканских органов исполнительной власти в целом следует признать отсутствие законодательно закрепленных показателей эффективности деятельности и ответственности за их недостижение. Такие показатели в сочетании с ответственностью позволили бы предметно и конкретно рассматривать и оценивать выполнение каждой функции органа исполнительной власти.
Подводя итоги проведенного анализа, можно выделить следующие основные проблемы и направления совершенствования существующей системы государственного управления реализацией стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан:
1. Определение концепции и долгосрочных стратегических задач экономического и социального развития, механизмов формирования и реализации государственной политики в сфере социально-
экономического развития Дагестана.
2. Установление дерева целей и четкая ориентация системы управления на их достижение с определением на всех уровнях прав, полномочий и ответственности каждого субъекта управления и должностных лиц.
3. Доведение до логического конца административной реформы и внедрение информационно-коммуникационной системы управления по результатам.
4. Совершенствование структуры государственного управления социально-экономическим развитием республики, разграничение функций, полномочий и ответственности органов за экономическое развитие и достижение конечного результата.
5. Перестройка системы взаимодействия отдельных органов государственной власти между собой и в полной мере использование потенциала государственно-частного партнерства.
6. Разработка и внедрение системы экономической и материальной заинтересованности и ответственности органов власти и государственных служащих (должностных лиц), обеспечивающих прямую зависимость их материального вознаграждения от результативности их деятельности, повсеместно используя для этого информационно-коммуникационную систему государственного управления по результатам.
Для более успешного государственного управления экономикой и достижения высоких результатов от реализации стратегии развития республики необходима целенаправленная систематизация и полная модернизация существующей системы государственного управления социально-экономическим развитием с учетом стратегических целей и задач долгосрочного развития Дагестана.
Литература_
1. Материалы отдела методологического и информационно-аналитического обеспечения территориального планирования РФ, Департамента стратегического развития и регионального развития, Минрегионразвития РФ.
2. Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. - СПб.: Наука, 2003.
3. Регионы России Социально-экономические показатели. 2008г. Стат. Сб./ Росстат. - М., 2008.
4. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ.
5. Закон Республики Дагестан от 07.06.2006г, №33 «О Правительстве Республики Дагестан» (принят Народным Собранием РД 25.05.2006).
6. Закон Республики Дагестан от 12.03.98г. №8 « О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» (принят Народным Собранием РД 26.02.98).
Стратегический план развития региона -- это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:
1) постановку целей развития региона;
2) определение путей достижения поставленных целей;
3) анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;
4) разработку методов организации движения по избранным направлениям;
5)обоснование рациональных способов использования ресурсов.
Стратегический план социально-экономического развития региона -- это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это -- документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это -- не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.
Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.
К основным характеристикам стратегического плана социальноэкономического развития региона относятся:
1) выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;
2) краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;
3) партнерское взаимодействие всех региональных сил.
Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.
Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:
Оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;
Выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;
Выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.
Эти направления классифицируются в зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов специализации регионального хозяйственного комплекса.
Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов («полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в решении проблемы самодостаточности региона, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.
Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы:
1) достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг;
2) фактический уровень потребления в развитых странах;
3) рациональные нормативы.
В грубо обобщенном виде альтернативы регионального развития можно определить следующим образом:
Стратегия роста, которая осуществляется путем значительного ежегодного превышения уровня краткосрочных и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущего года (она применяется, как правило, в динамично развивающихся регионах, имеющих значительный потенциал);
Стратегия ограниченного роста, для которого характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированного с учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регионы со стабильной экономической ситуацией, не желающие сильно рисковать в выборе вариантов развития);
Стратегия сокращения (эту альтернативу выбирают в случае неизбежной стагнации производства в регионе в целях смягчения негативных последствий и называют стратегией последнего сред ства, поскольку уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом).
В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона.
Определение «полюсов» регионального развития является важнейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики.
Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.
Реализация этого положения означает:
Расширение возможных источников финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы;
Снижение затратности социальной сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий, структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом налоговых льгот и наибольшего благоприятствования;
Проведение политики развития конкуренции на рынке социальных услуг с обязательным контролем органов регионального управления за качеством услуг; стимулирование создания конкурентной среды на монопольных рынках социальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право выполнения социальных услуг;
Формирование муниципального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы.
Различают три типа регионального развития: асимметричный, гармоничный и нейтральный.
Асимметричным, или дисгармоничным, называется такой тип регионального развития, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, -- его усугубляют.
Гармоничным (симметричным) считается тип регионального развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей сокращается.
Нейтральным является такой тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным.
Социальная асимметрия. В отличие от экономических рассматриваемые здесь процессы далеко не столь однозначны. По степени обеспеченности населения жильем происходит сближение регионов. Рос показатель обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями.
Еще одна группа социальных показателей связана с продуктами питания. Как известно, потребление важнейших продуктов питания в первой половине 90-х гг. в РФ заметно сократилось. Исключение составляют хлеб и картофель.
Доминирующей тенденцией территориального и прежде всего экономического развития 2000-2010-х гг. является усиление межрегиональных диспропорций. Характерным для этого периода можно считать асимметричный тип регионального развития.
Одной из целей экономической политики государства в этих условиях является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов. Межрегиональное выравнивание призвано сглаживать чрезмерную региональную дифференциацию. Следует отметить, что дифференциация бюджетная, где действуют механизмы выравнивания, меньше, чем дифференциация по экономическому развитию в целом, и тем объективно тормозит экономическое развитие.
Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных производств и новых технологий.
Регион должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий, должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка инновационного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств.
Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отраслей экономики и нредприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона.
Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и среднего предпринимательства.
Производства массового и крупносерийного характера в большинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточно рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокращения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.
Проведение политики диверсификации позволит на базе крупных промышленных предприятий сформировать несколько сред них и малых, более эффективно использующих те же производственные мощности. Однако это возможно лишь при условии создания определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий и разделения собственности. Одним из вариантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий.
Поддержка малого и среднего предпринимательства необходима для проведения регионом политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.
Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях, замкнутых на рынке региона.
Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической независимости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего производства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобализации экономических связей. Речь идет о корректировке экономических связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.
Создание кооперационных структур в виде максимально замкнутых в пределах региона технологических цепочек производителей продукции позволит обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, снизить издержки, получить экономию на налогах.
Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:
1) проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;
2) решение социальных проблем при реформировании экономики;
3) стимулирование деловой активности реального сектора экономики.
Концепция саморазвития региона универсальна: она отвечает потребностям и возможностям как относительно слабых районов, так и тех субъектов Федерации, которые не нуждаются или почти не нуждаются во внешней поддержке.
Традиционно термин «саморазвитие» относится не к экономике, а к биологии, которая трактует его как умственное или физическое развитие посредством самостоятельных усилий. Прижился он и в философии, где ставится знак равенства между «саморазвитием» и «самодвижением», т.е. движением, источник энергии которого содержится в самом развивающемся объекте.
Под саморазвитием региона понимается настройка его экономики на достижение устойчивого состояния самосовершенствования, т.е. саморегулирование при практическом отсутствии внешнего воздействия. Цель регионального саморазвития -- создать в регионе конкурентную среду, побуждающую производителей производить качественные товары, а продавцов -- продавать их по доступным ценам, формируемым свободным рынком.
Естественно, экономическая самостоятельность региона не должна вступать в противоречие с целостностью экономического пространства России. Но и при соблюдении этого непременного условия открывается необозримый простор для взаимовыгодного делового сотрудничества, обеспечивающего приток в экономику субъекта Федерации капитала, современных технологий на основе совместных инвестиционных проектов, осуществляемых многими регионами при одновременном налаживании хозяйственных связей с другими странами.
Саморазвитие региона -- гораздо более широкое понятие, охватывающее экономическое использование всех ресурсов региона, включая природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные, обмен ресурсами и продуктами экономической деятельности внутри и вне региона, оперативное и стратегическое управление экономикой региона, воздействие на социальные процессы, осуществление региональных программ и участие в целевых региональных программах, регулирование межбюджетных отношений и участие в осуществлении реформ.
Курс на саморазвитие открывает путь к повышению социального статуса региона, приумножению его научно-интеллектуального, образовательного, духовного потенциала. Он включает как необходимую составляющую поддержку национальных традиций, обеспечение экологической безопасности и здоровья населения, заботу о будущих поколениях.
Местные финансы формируются за счет средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, а также прочих финансовых ресурсов. Главные принципы организации местных финансов, устанавливающие источники формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления и основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях (в том числе регламентирующие взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами), а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления определены
в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Формирование и расходование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, иными правовыми актами органов местного самоуправления и основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. В соответствии с уставом муниципального образования права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения либо органами местного самоуправления, либо непосредственно жителями муниципального образования. Каждое муниципальное образование формирует собственный бюджет и в процессе осуществления бюджетного регулирования имеет право на получение средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета реализуется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Формирование местных бюджетов проводится по единой методологии с использованием государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и некоторыми государственными полномочиями субъектов РФ структурам местного самоуправления должны передаваться также материальные и финансовые ресурсы, необходимые для реализации этих полномочий.
Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов согласно федеральным законам, законам субъектов РФ, уставам муниципальных образований.
Органы местного самоуправления могут в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для проведения хозяйственной деятельности. Они вправе также осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, эти органы могут, используя собственные материальные и финансовые ресурсы, выступать заказчиком на выполнение определенных работ (в том числе по благоустройству территории муниципального образования, по коммунальному обслуживанию населения, по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, по изготовлению продукции и предоставлению услуг и т.п.).
При возникновении проблем, решение которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории данного образования, но не являющимися муниципальной собственностью, строятся на основе заключаемых договоров. Органы местного самоуправления не могут ограничивать хозяйственную деятельность этих предприятий, организаций, учреждений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ), но могут координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории.
Местные бюджеты -- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Принципы составления, утверждения, исполнения местных бюджетов и источники их формирования определены в Бюджетном кодексе РФ, а также в Налоговом кодексе РФ.Проект местного бюджета составляется непосредственно финансовыми органами муниципальных образований на основе прогнозов социально-экономического развития территории, сводных финансовых балансов и других документов, формы которых установлены действующим законодательством. Для обслуживания местного бюджета и управления его средствами местные органы власти в соответствии с уставом конкретного муниципального образования и законодательством РФ вправе создавать муниципальные казначейства и (или) другие финансовые органы.
Разделы местного бюджета можно условно подразделить на следующие четыре основные группы: финансирование развития городской инфраструктуры, финансирование текущего содержания учреждений социальной сферы, дотации, социальная защищенность жителей.
К первой группе следует отнести финансирование развития городской инфраструктуры, строительства жилья и объектов коммунально-бытового назначения, капвложения в промышленность местного подчинения и городское хозяйство. Удельный вес данной группы затрат в их общем объеме в последнее время снижается (по крайней мере, частично). Это происходит по мере акционирования и приватизации отраслей муниципального хозяйства (в результате чего развитие этих отраслей финансируется главным образом за счет собственников).
Вторая группа включает финансирование текущего содержания учреждений социальной сферы: здравоохранения, образования, социального обеспечения, частично культуры и спорта. Сюда же относятся затраты на экологию. Основные расходы на эти цели обеспечиваются именно за счет местного бюджета. По мере перехода к рыночным отношениям учреждения социальной сферы начинают оказывать платные услуги населению или повышать их стоимость. Но без бюджетной поддержки социальная сфера существовать не в состоянии, о чем свидетельствует опыт западных стран. Принципы самофинансирования и самоокупаемости здесь не годятся.
Третью группу составляют дотации из местного бюджета. В условиях рыночных отношений они резко сокращаются. Тем не менее продолжают дотироваться расходы на жилищно-коммунальные услуги и эксплуатацию жилых домов (эти затраты постепенно снижаются), на содержание городского пассажирского транспорта; возмещается разница между закупочными и розничными ценами по ограниченному кругу продуктов питания.
Четвертая группа расходов обеспечивает социальную защищенность жителей данной территории. Выплачиваются пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям доплаты к пенсиям и т.д. Финансируются (частично) мероприятия по обеспечению занятости трудоспособного населения: общественные работы; курсы переподготовки для людей, вынужденных сменить профессию; пособия по безработице. Кроме перечисленных четырех основных направлений, средства местного бюджета направляются на содержание органов местного самоуправления, создание информационных систем, финансирование НИОКР в отраслях местного хозяйства.
Местные налоги и сборы являются главным инструментом реализации экономической политики в регионе. Принимая решение о взимании местного налога, представительный орган местного самоуправления определяет следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, указанных в НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Все иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. Вводя новый местный налог, представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Наличие разветвленной системы местных налогов в РФ соответствует мировой практике. В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой местные налоги, налоговые доходы, поступающие в местные бюджеты, можно классифицировать следующим образом.
1) Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами и взимаются лишь на данной территории. Основным среди них, как правило, считается налог на имущество. Из остальных следует отметить промысловые налоги, налоги на сделки, акцизы, налог с продаж.
2) Надбавки к федеральным (общегосударственным) налогам в пользу местных бюджетов.
3) Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставляемые на данной территории. Сюда относятся налоги на проживание в гостинице (не путать с платой за гостиничный номер, за пользование электроэнергией, газом, водопроводом, канализацией, услугами связи, автомобильными стоянками и т.д.).
4) Налоги, которые определяют политику местных органов управления. Прежде всего, это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, но ориентирующие предпринимателей на выбор эффективных способов ведения хозяйств. Так, невыгодно изготовлять автомобили, не имеющие экологически чистых двигателей. Они не будут пользоваться спросом, ибо их владельцам придется платить очень высокий налог. Невыгодно применять технологии, ведущие к загрязнению природной среды, и т.д.
Основу приоритетов местного налогообложения в РФ должны составлять проблемы рационального природопользования, развития социальной сферы и производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Местным органам власти следует больше заботиться об интересах не только местного бюджета, но и налогоплательщиков (населения), иначе невозможно будет добиться роста налоговой базы и эффективности экономики.
Таким образом, регион является достаточно сложным объектом управления. Его сбалансированное и эффективное развитие в существенной мере определяет эффективность функционирования всей народно-хозяйственной системы. Регулирование регионального развития в прошлом, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществлялось без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру данного региона.
Поэтому совершенствование теории и методологии регионального анализа й планирования на современном этапе составляет важное направление улучшения всей системы долгосрочных экономических обоснований и расчетов.
В целях создания системы государственного регулирования регионального развития существует необходимость выработки концепции развития региона, вбирающей в себя учет важнейших факторов, формирующих региональную экономику.
Важным направлением научных исследований в области управления региональным развитием является четкое определение понятий и категорий, которыми оперируют исследователи. В результате расплывчатости применяемых ныне понятий невозможно провести четкую границу между проблемами регионального анализа и прогнозирования обобщающих показателей развития и проблемами внутрирегионального анализа и прогнозирования.
В силу этого регулирование регионального развития, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществляется без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру любого региона. Попытка математизации региональных связей особенно отчетливо показывает недостатки существовавшей концепции, в значительной мере сформировавшей нынешнее экономическое положение.
Возрождение России, выход ее экономики из кризиса, интеграция в мировое сообщество не представляются возможными без максимального использования благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических условий на социально-экономическое развитие страны.
Для достижения экономической и социальной стабилизации и создания условий экономического роста в регионах главной задачей государственных органов власти является осуществление экономических мер инфраструктурного характера.
На уровне региона необходимо определить свой набор основных и дополнительных макроэкономических показателей, характеризующих состояние территориальных социально-экономических систем с точки зрения стабильности их функционирования.
В комплекс макроэкономических показателей и индикаторов для региональных экономических систем должны входить показатели, характеризующие ВВП и внутренний доход, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.
Помимо инициативы низовых ячеек рыночной структуры и государственных органов управления для налаживания эффективной работы регионального хозяйственного комплекса необходимо использовать ресурс горизонтального взаимодействия субъектов экономической деятельности. Это касается как взаимодействия администрации регионов, объединяемых в межрегиональные ассоциации, так и корпоративных связей первичных ячеек воспроизводственной деятельности (домашних хозяйств и предпринимателей), объединяемых в корпорации различного типа.
Анализ деятельности действующих межрегиональных ассоциаций как добровольного объединения субъектов управления регионов позволяет отметить в целом весьма эффективный, вполне оправдавший себя механизм экономического взаимодействия территорий, который способствует стабилизации экономики региона, формированию предпосылок экономического роста территорий, улучшению социального положения населения.