Волновой опрос: почему проводить опросы нужно регулярно! Исследование потребительских предпочтений посетителей Дают ли опросы с целью мониторинга потребителей представление о меняющемся мире.
Качественные методы маркетинговых исследований направлены на изучение взглядов, отношений, мнений и интересов потребителей. Они позволяют исследователю разобраться в сложной и многообразной природе действий покупателей. Данные качественного характера собираются для того, чтобы больше узнать о тех вещах, которые напрямую измерить или наблюдать не представляется возможным. Основное положение, на котором базируются качественные методы исследований, состоит в том, что респонденты проявляют более свободные реакции на нечеткие стимулы. Глубинные мотивы, эмоции, потребности, взгляды и ценности проявляются тем ярче, чем менее формализован стимул. Другими словами, общие вопросы, поставленные в форме темы к обсуждению, предлагают гораздо более широкий диапазон альтернатив по сравнению с формальным опросом. Качественные методы являются менее структурированными, взаимодействие с респондентом получается более длительным и гибким, а полученные данные являются более полными и глубокими по содержанию, что означает увеличение вероятности получения нового понимания и новых идей. Число респондентов невелико, их группа является лишь частично репрезентативной по отношению к изучаемой совокупности, что делает качественные методы лишь прелюдией, но не заменой тщательно структурированного и полномасштабного количественного исследования.
К качественным методам относятся:
1. Наблюдением называется непосредственный визуальный либо с применением средств визуализации (видеокамеры, мониторы) отстраненный контроль со стороны исследователя за каким-либо явлением или процессом. Способ наблюдения, при котором исследователь становится частью изучаемой группы, не ставя при этом в известность остальных членов коллектива, называется скрытым включенным наблюдением.
С помощью наблюдения можно:
- · определить приблизительную частоту наступления какого-либо простого события, например посещения потребителями магазина, ресторана, офиса и т.д.
- · определить приблизительное количество людей, находящихся в некоторый момент в каком-то помещении: магазине, банке, кинозале и т. п.;
- · классифицировать приблизительный состав участников какого-либо мероприятия по полу и возрасту;
- · дать субъективную оценку атмосфере, в которой проходит какой-либо процесс, явление, событие;
- · определить приблизительно продолжительность какого-либо события: пребывания покупателя в магазине, беседы продавца и покупателя, пребывания небольшой компании в ресторане и т. п.
- 2. Интервью - формализованная, направляемая исследователем (интервьюером) в соответствии с заранее подготовленным сценарием, беседа с респондентом, сфокусированная на теме, интересующей исследователя;
- 3. Фокус-группа - это объединенная по некоторым критериям малая группа (обычно 8-12 человек), внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме. Задачи фокусирования состоят не только в том, чтобы получить более глубокую информацию качественного характера от каждого из участников, но и в том, чтобы в ходе обсуждения выявить различные точки зрения и обозначить вариативность мнений, поведения и отношений. Мнения участников в процессе дискуссии могут меняться, но задача выработки единого решения, общей позиции, как правило, не ставится. Фокус-группа может состоять из реальных или потенциальных потребителей товара, представителей определенной социально-демографической группы, «лидеров мнений» или экспертов;
- 4. Экспертная оценка. Экспертами в данном случае выступают люди, которые в силу полученного образования, знаний, доступа к информации, занимаемой должности, статуса, личного опыта являются более авторитетными специалистами в некоторой области, чем «рядовой потребитель»;
- 5. Тестирование - демонстрация образцов продукции или коммуникационных сообщений (например, рекламы) относительно небольшой группе «типичных потребителей» с целью получения отзывов и внесения корректив в продукт или сообщение до начала его массового использования.
Количественные методы исследований нацелены на получение информации о большом числе объектов исследования: покупателей, потребителей, предприятий. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки изучаемой темы. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные количественные данные.
В основе количественных методов исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать на всю изучаемую совокупность. Исследования с использованием количественных методов - это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы при помощи качественных методов.
К количественным методам относят:
1. Эксперимент - целенаправленное изменение отдельных параметров товара: цены, упаковки, расположения в магазине, комплектации и т.п., осуществляемое без уведомлений потребителя с целью количественного измерения произведенного эффекта.
С помощью метода можно:
- · моделировать физические параметры товара (услуги)
- · выбрать наилучшие варианты комплектации или упаковки товара, рекламного сообщений
- · определить уровень эластичности спроса по цене
- 2. Опрос и анкетирование являются ведущими, универсальными методами проведения маркетинговых исследований. Чаще всего, когда говорят о маркетинговом исследовании - сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов.
С помощью метода можно:
- · оценить потенциальную и реальную емкость рынка в натуральном и денежном выражении;
- · узнать распределение рыночных долей между основными конкурентами в процентах;
- · выяснить узнаваемость названий компаний и торговых марок;
- · оценить покупательную способность населения;
- · рассчитать эластичность спроса на товар.
- 3. Мониторинг - система постоянного сбора, сплошного отслеживания четко определенного, как правило, достаточно узкого круга данных.
Таблица 1.3
Преимущества и недостатки количественных и качественных методов исследования
Преимущества |
Недостатки |
|
1. Количественные методы |
||
1.1 Личный опрос |
|
|
1.2 Телефонное интервью |
|
|
1.3 Электронный опрос |
|
|
1 Качественные методы |
||
2.1. Глубинное интервью |
Квалифицированный интервьюер задаёт респонденту группу зондирующих вопросов по исследуемой теме, на которые тот отвечает в произвольной форме. |
|
2.2. Анализ протокола |
Предполагает помещение респондента в определенную ситуацию по принятию решения, при этом он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался при принятии решения. Затем исследователь анализирует протоколы, представленные респондентами. |
|
2.3. Проекционные методы |
Респонденты помещаются в определенные имитируемые ситуации для получения такой информации о них, которую невозможно получить при проведении прямого опроса. |
|
1. 2.4. Фокус-группа |
Предполагает обсуждение проблемы с отобранной группой (8-12 человек); проводится модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей. |
|
Источник
Особенности методов исследования потребительских предпочтений представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Особенности методов исследования потребительских предпочтений
Особенность |
|
Личное интервью |
Непосредственное общение интервьюера с респондентом. Позволяет получить ответы на вопросы повышенной сложности, т.к. интервьюер имеет возможность точнее разъяснить их толкование. В ходе личного интервью интервьюер может заинтересовать респондента, установить с ним наиболее качественный контакт, уменьшить вероятность отказа от ответов. Возможность продемонстрировать наглядные материалы. |
Телефонное интервью |
Самый экономичный метод сбора данных (низкая стоимость). Опрос может быть проведен достаточно быстро. Данные полученные от респондента данным методом, заносятся в базу данных в течение беседы с ним. |
Электронный опрос |
Заполнение анкеты занимает меньше времени, респонденты могут обдумать и взвесить вопросы. Проверка введенных значений, контроль за обязательным заполнением вопросов. Демонстрация видео и аудиоматериалов, а также изображений любых форматов. Низкие затраты. |
Глубинное интервью |
Позволяет получить неформализованную информацию качественного характера; лучше разобраться во внутренних переживаниях людей. Изучение труднодостижимых респондентов (лица с высоким уровнем доходов). |
Фокус-группа |
Разговор ведется в непринужденной обстановке. Возможность честно и свободно высказывать свое мнение. Возможна демонстрация продукта, его вкуса, запаха и прочих свойств. В ходе дискуссии можно обнаружить достоинства и недостатки, скрытые прежде. |
потребительский предпочтение рынок поведение
УДК 338.46
потребительские предпочтения в мониторинге системы дополнительного профессионального образования
Вапнярская О.И.,
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва
The curriculum development requires attention to the individual, social and national needs. Lifelong education has become the subject of ongoing systematic research. The author examines the main elements in the monitoring of the complementary vocational training system. Specifically, the article shows the basic concepts of monitoring in this area, the role of participants, and their interests. The author explains how different monitoring techniques reveal typical consumer preferences.
Растущая роль образования требует формирования программ и процессов обучения с учетом потребностей личности, общества и государства. Непрерывное образование за рубежом давно стало предметом постоянных систематических исследований. В статье рассматриваются основные элементы мониторинга системы дополнительного профессионального образования. Раскрываются основные концепции мониторинга в данной сфере, роли участников, их интересы. Автором показано, как в зависимости от выбранной технологии мониторинга отражаются интересы потребителей, их предпочтения.
Ключевые слова: мониторинг, дополнительное профессиональное образование, исследование.
Формирование и систематизация процессов мониторинга системы российского образования, в т.ч. дополнительного профессионального образования (ДПО), обусловили целесообразность изучения передового зарубежного опыта по организации и проведению подобных исследований в целях обеспечения подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства.
Процесс развития непрерывного образования прошёл ряд этапов, каждый из которых отличается своей спецификой: I этап становления (конец 50-х-начало 70-х гг.), характерной чертой его стало осознание необходимости концепции непрерывного образования и понимание того, что непрерывное образование - качественно иное явление, чем реформирование образования взрослых; II этап - этап эволюции (начало 70-х - вторая половина 80-х гг.) характеризуется интенсивной разработкой методологических и концептуальных основ непрерывного образования; III этап - этап диа-
лектики взаимосвязи концепции с практикой, делится на два периода. Спецификой первого периода (вторая половина 80-х - начало 90-х гг.) является интерпретация непрерывного образования, ориентированная на развитие личности, что ознаменовало смену парадигм образования - знаниевой на личностно-компетентностную парадигму; второй период (начало 90-х - настоящее время) характеризуется рассмотрением проблем непрерывного образования с точки зрения политико-правого обеспечения и на уровне образовательного сообщества . По мнению экспертов, современный этап развития непрерывного образования характеризуется такими тенденциями, как секторное деление непрерывного образования на формальное, неформальное и информальное и, как результат, перенос акцента с непрерывного образования на непрерывное учение; выявление частной стратегии непрерывного образования в виде рекуррентного образования; кумулятивный характер первоначального об-
разования; повышение роли международных организаций и крупных финансовых учредителей; развитие новых форм международного сотрудничества. Ряд ведущих стран сформулировали стратегии развития непрерывного образования, используют его как инструмент социально-экономического развития на различных уровнях. В связи с этим повышается значимость организации и проведения регулярных исследований в этой области, обеспечивающего заинтересованных лиц информационной базой для обоснования управленческих решений.
Наиболее общей представляется трактовка мониторинга как особого вида деятельности по получению информации о каком-либо процессе и (или объекте). Современные подходы к мониторингу расширяют его функции, дополняя наблюдение за состоянием объекта и/ или процесса, такими задачами, как анализ, оценку текущего состояния и происходящих изменений, а также прогнозирование этого состояния. Соответственно, в настоящее время мониторингом ДПО считается деятельность по наблюдению за состоянием и его отображению ДПО как системы и происходящих в ней процессов, анализу и оценке состояния и происходящих изменений в системе, ее подсистемах объектах и процессах, а также прогнозированию их состояния. В зависимости от поставленных целей исследования, спектр задач мониторинга в сфере непрерывного образования может быть ограничен или расширен (рис. 1).
Осуществление подобного рода мониторинговых исследований осуществляется на различных уровнях:
Международный уровень, например, ЮНЕСКО организовала Группу по Всемирному докладу по мониторингу ОДВ, которая подготовила обзор под общим лозунгом «Следуем ли мы намеченному курсу?» в 2002 г. ;
Национальный уровень охватывает мониторинги в пределах одной страны;
Региональный уровень означает проведение мониторинга на территории региона или муниципального образования;
Уровень образовательного учреждения - мониторинг описывает организацию услуг непрерывного образования той или иной организации.
В результате обобщения основных характеристик указанных базовых концепций, становится возможным заключить, что мониторинг системы ДПО выполняет следующие функции:
Функция интеграции отражает концепцию мониторинга темы дополнительного профессионального образования как системообразующего фактора, обеспечивающего комплексную характеристику процессов, происходящих в этой системе;
Функция диагностики представляет мониторинг как процесс сканирования состояния системы дополнительного профессионального образования и происходящих изменений, в целях их оценки;
Выполняет роль инструмента контролирования состояния объекта исследования. Выполняется исключительно как процедура сбора информации с целью ее дальнейшего использования в анализе, прогнозировании и пр. работах.
Мониторинг как аналитический и прогностический инструмент
Мониторинг как инструмент разработки коррекционных мероприятий
Рис. 1. Базовые концепции мониторинга системы непрерывного образования
Выполняет роль специализированного исследования состояния и прогнозирования развития объекта. Выделяется два блока работ - сбор информации и ее обработка. Основная цель - определение оценок состояния объекта и разработка прогноза его состояния.
Выполняет роль инструмента разработки и обоснования управленческих решений. Выделяется три блока работ- сбор информации, ее обработка, разработка коррекционных мероприятий. Основная цель - планирование и обеспечение развития объекта в соответствии с заданными целями.
Мониторинг как наблюдение
Рис. 2. Основные элементы мониторинга дополнительного профессионального образования
Компаративистская функция создает условия для сравнительно-сопоставительного анализа оценок и измерения состояния системы целом или ее элементов во времени и в пространстве;
Экспертная функция осуществляет экспертизу форм, методов состояния и развития системы дополнительного профессионального образования, ее компонентов и подсистем;
Функция информации выражает мониторинг как способ регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы дополнительного профессионального образования, которая необходима для анализа и прогноза;
Прагматическая функция позволяет использовать мониторинговую информацию при принятии обоснованных управленческих решений .
Объектом мониторинга системы дополнительного профессионального образования выбирается элемент или процесс, на который направлены мониторинговые процедуры. Объектами мониторинговой оценки могут быть явления (воспитанность, образованность, ма-
стерство и др.); процессы (педагогический процесс в целом, процесс трудового воспитания и т.д.); деятельность (трудовая, учебная и др.).
В системе непрерывного образования, как правило, выделяют следующие объекты мониторинга:
Подтверждение возможности получения услуг дополнительного профессионального образования определенного уровня гражданами с различным первоначальным образованием;
Выбор специальности (направления) дополнительного профессионального образования;
Обучение, включая состояние образовательных организаций с точки зрения осуществления ими образовательной деятельности;
Выбор траектории деятельности по завершении обучения (работа по найму, дальнейшая учеба, самозанятость и т.д.);
Вариант дальнейшего обучения, если слушатель выбирает продолжение учебы. Основные элементы мониторинга дополнительного профессионального образования (ДПО) представлены на рис. 2.
Предметом мониторинга системы ДПО выступают состояния данной системы в определенные периоды времени и изменения в этой системе с целью выявления и анализа динамики развития объекта. Субъектами мониторинга системы ДПО выступают носители мониторинговых функций - субъекты, предоставляющие информацию; субъекты, собирающие и обрабатывающие информацию, а также субъекты, потребляющие (использующие) информацию. Главная цель мониторинга, соответственно, заключается в обеспечении принятия обоснованных управленческих решений по изменению состояния системы ДПО в целом или ее отдельных подсистем, объектов, процессов. Таким образом, мониторинг отражает динамику развития объекта с позиций интересов потребителей, существующих или потенциальных.
К основным задачам мониторинга системы дополнительного профессионального образования принято относить:
Аккумулирование и систематизацию качественной информации о системе ДПО, ее отдельных подсистемах, объектах и процессах;
Формирование соответствующих баз данных и иных массивов информации;
Системный анализ и оценку накопленной информации;
Предоставление заинтересованным юридическим и физическим лицам, в т.ч. субъектам государственного управления и местного самоуправления;
Прогнозирование развития системы ДПО, ее отдельных подсистем, объектов и процессов;
Как видим, цели и задачи мониторинга системы ДПО разнообразны. Анализ показывает, что на практике используется практически вся совокупность концепций мониторинга в непрерывном образовании. С точки зрения информационного обеспечения управленческих процессов в сфере ДПО выделяют информационный, базовый, проблемный и управленческий мониторинг .
Информационный мониторинг заключается в сборе, аккумулировании, систематизации и распространении информации. Данный вид не всегда предусматривает проведения специаль-
но организованного обследования при сборе информации. Как правило, информационный мониторинг охватывает анализ известных статистических данных и дает предварительные или предельные результаты для определения последующих мониторинговых исследований.
Базовый мониторинг позволяет выявлять проблемы, идентифицировать возможные угрозы до того, как они начнут оказывать реальное влияние. Данный вид мониторинга предназначен для определения нежелательных отклонений в развитии системы и ее элементов от заданных стратегий и планов развития.
Проблемный мониторинг используется для того, чтобы выявить, охарактеризовать и проанализировать существующие проблемы. Как правило, проблемный мониторинг осуществляется по заказу органов управления и предполагает точную формулировку задания. Поэтому тематика такого мониторинга достаточно динамична. Наряду с проблемами, носящими постоянный характер и связанными с функционированием системы непрерывного образования, существует ряд тем, решаемых в т.ч. посредством мониторинга. После отработки соответствующих нормативных процедур мониторинги по этим темам прекращаются или проводятся значительно реже.
Управленческий мониторинг нацелен на отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов управленческих решений.
По используемым для проведения мониторинга средствам выделяют:
Педагогический мониторинг;
Социологический мониторинг;
Психологический мониторинг;
Медицинский мониторинг;
Экономический мониторинг;
Демографический мониторинг.
По иерархии систем управления выделяют:
Мониторинг на уровне образовательного учреждения;
Муниципальный мониторинг;
Региональный мониторинг;
Национальный (федеральный) мониторинг.
По основаниям экспертизы выделяют динамический, сравнительный, комплексный и безосновной мониторинг.
Динамический мониторинг подразумевает, что основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
Сравнительный мониторинг в качестве основания для экспертизы использует результаты идентичного обследования других образовательных систем.
Комплексный мониторинг проводится с использованием нескольких оснований для экспертизы.
Безосновной мониторинг предполагает, что для анализа привлекаются результаты, полученные в одном исследовании. Подчеркнем, что опыта использования безосновного мониторинга в качестве единственного или основного инструмента практически не существует.
По обследованию основных элементов системы ДПО выделяют мониторинг социальной сферы; мониторинг учебной сферы; мониторинг воспитательной сферы.
По организации наиболее часто используются систематический, нестатический мониторинг.
Систематический мониторинг основан на данных статистической отчетности, прежде всего на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации.
Нестатический мониторинг базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных (уникальных) шкалах измерения данных показателях, с самостоятельно заданными периодами измерения и т.п.
По способам сбора информации выделяют мониторинги следующих типов:
Описание объектов мониторинга без каких-либо измерений;
Мониторинги с непосредственным физическим измерением параметров объекта;
Мониторинг с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов;
Мониторинг с опосредованными измерениями, с привлечением технологий научного исследования, использованием особо оговоренных систем критериев и показателей.
Данные виды мониторинговых исследований образуют так называемые системы мониторингов.
Система мониторингов, непосредственно связанных с накоплением и структуризацией информации, как правило, касается законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.
Система мониторингов развития знаний учащихся разработана СИТО - голландским Национальным институтом по оценке достижений в области образования, базируется на модели «цель-результат» и учитывает характеристики процесса обучения. Основаниями для сопоставительного анализа выступают динамические и сравнительные характеристики относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного слушателя, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены для принятия стратегических и тактических управленческих решений по коррекции процесса образования педагогами и администраторами.
Системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход-выход» рассматривают в качестве «входных» данных характеристики ученика, а для получения интегрального результата используется «эффект влияния», имея в виду различия между средним уровнем деятельности образовательного учреждения и определенным стандартом с учетом статистической корректировки в отношении количества и состава учащихся в данном учебном заведении.
Системы мониторинга на уровне образовательного учреждения служат целям определения эффективности той или иной технологии, программы обучения, выделения факторов, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания и т.д.
Результатом мониторинга ДПО становится оценка степени соответствия существующей системы и/или ее элементов требованиям участников системы. В качестве участников системы ДПО за рубежом могут выступать:
Органы государственного управления и органы местного самоуправления в сфере непрерывного образования;
Учебные заведения в сфере непрерывного образования;
Предприятия и организации, выступающие в роли работодателей;
Объединения предприятий, образовательных учреждений, специалистов;
Потребители услуг непрерывного образования;
Широкая общественность.
Цели и интересы субъектов мониторинговых исследований системы ДПО за рубежом представлены в табл.
цели и интересы субъектов мониторинговых исследований системы дПо
Субъект мониторинга Интересующие результаты (информация) Цели использования результатов мониторинга ДПО
Органы государственного управления и органы местного самоуправления в сфере ДПО Соответствие ДПО социальноэкономическому развитию региона Принятие управленческих решений относительно регулирования системы ДПО в регионе
Учебные заведения в сфере ДПО Соответствие системы ДПО потребностям региона, рынка труда и потребителей, оценки спроса. Принятие управленческих решений относительно развития ДПО в учебном заведении
Предприятия и организации, выступающие в роли работодателей Существующие компетентностью подходы в ДПО, развитие компетенций Идентификация важнейших компетенций в подготовке
Объединения предприятий, образовательных учреждений, специалистов Оптимальные формы и методы непрерывного образования, качество подготовки, осваиваемые компетенции Идентификация требований к подготовке определенных категорий специалистов
Потребители услуг ДПО Структура ДПО, доступность услуг, результативность обучения и перспективы деятельности Потребительский выбор в сфере ДПО
Широкая общественность Обеспеченность населения услугами ДПО Использование ДПО в качестве инструмента социальной политики и экономического развития
Каждый из данных участников в итогах мониторинга получает интересующую информацию. В силу очевидных различий в целях и интересах мониторинг становится широкомасштабным исследованием системы непрерывного образования. Поэтому начальная информация для проведения мониторинга системы ДПО охватывает не только оценки состояния этого объекта, но и оценки экономики страны/ региона, рынка труда и пр. Масштабность такой задачи, как правило, обусловливает выбор приоритетных целей проведения мониторинга. Достаточно часто мониторинг проводится в интересах региональных (местных) органов управления (как системой образования, так и другими объектами) с целью определения соответствия развития дополнительного профессионального образования целям и задачам социально-экономического развития региона. Мониторинг системы ДПО с целью оценки ее соответствия целям государства/региона обеспечивает возможность определения следующих аспектов:
Способности системы ДПО обучать в соответствии с потребностями региона в образованных гражданах и квалифицированных специалистах, а также в развитии рынка труда, самозанятости населения;
Соответствие качества обучения требованиям органов управления региона, экономики региона, граждан, профессиональных сообществ, работодателей;
Эффективность использования региональных материальных и финансовых ресурсов;
Доступность ДПО для потребителей .
В организации мониторинга системы ДПО за рубежом, как показал анализ, существуют различные подходы. Прежде всего, это касается организации, выполняющей мониторинг. Так, мониторинговые исследования в указанной области осуществляются различными компетентными лицами: органами управления образованием, объединениями компаний-работодателей в определенной сфере, специализированными службами/организациями, учебными заведениями и пр. Соответственно, в каждом случае цели мониторинга формулируются в интересах реализующей его организации, а результат мониторинга представляет определенную часть информационного поля. В результате подавляющее число мониторинговых исследований в системе ДПО являются выборочными, специализированными. За исключением ряда случаев, большая часть полученной информации (результаты) представляется обществу, т.е. является открытой. Реже
часть результатов мониторинга представляют собой закрытую информацию, это касается, прежде всего, прогнозов, изучения конкурентных преимуществ, предложений по развитию.
Мониторинг ДПО используется различными субъектами, с различными целями и на различных уровнях. В целом, какой-либо единой системы мониторингов на международном уровне или на национальном уровне не сложилось. Сложность, многоплановость и
масштабность мониторинговых исследований не позволяют проводить систематические исследования в интересах всех участников системы непрерывного образования. Вместе с тем, наработаны определенные типовые процедуры и технологии локальных систематических мониторингов. Практика свидетельствует, что подобные исследования служат основой для принятия управленческих решений практически для всех участников системы.
Литература
1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
2. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Юнеско, 2002.
3. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. Науч. рук. А.Е. Карпухина. М: МАКС Пресс, 2006.
4. Мокшеев В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании // Педдиагности-ка. 2005, № 5.
5. Марданшина Р.М. Модели непрерывного образования в едином образовательном пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. г. Йошкар-Ола, ГОУВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2007.
Мануильская Ксения
Менеджер проектов
ПОЧЕМУ ТРЦ?
Начиная с 90-х годов в Москве, а потом и в других городах России стали один за одним появляться крупные торговые центры - сначала Рамстрор, IKEA затем Седьмой Континент, Патерсон, Ашан - перечислять можно еще долго. Первоначально это были только торговые центры, потом в них стали появляться развлекательные элементы: кинотеатры, рестораны, бары, кафе.
Волна строительства ТРЦ не утихает, а все возрастает. Основной особенностью этих центров является - ориентация на огромный (до нескольких тысяч) ежедневный приток посетителей.
Здесь мы подошли к самому главному вопросу, который волнует как инвестора, так и потенциального владельца и исследователя:
чем привлечь?
как привлечь?
как удержать этот самый приток посетителей?
Все поставленные вопросы являются маркетинговыми. Решение каждого из них требует особых маркетинговых ходов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
Чтобы ответить на поставленные вопросы, можно положиться на практику других уже открывшихся центров, посмотреть как же у них и сделать также. Или лучше по-своему? Конечно, по-своему! - скажите Вы, и будите правы. Всегда хочется добиться уникальности, особенности, отличия от других. Как же этого достигнуть? Можно пригласить супер модных дизайнеров, проектировщиков и добиться абсолютной оригинальности. Но понравится ли посетителям этот полет фантазии? Вероятно да, а может быть и нет. Как же это узнать заранее?
Практика показывает, что наиболее целесообразным и эффективным является обращение к самому потенциальному посетителю. Однако не стоит пренебрегать и опытом предшественников.
У нас уже накоплен довольно большой опыт изучения потребительских предпочтений. Например, продвижение и открытие крупного торгового центра, торгово-развлекательного комплекса, посетителей кофеен, салонов красоты. При реализации большого проекта, как создание нового крупного центра, рекомендуется использовать целый комплекс исследований.
В настоящем кейсе хотелось бы подробнее рассказать об опыте изучения потребительских предпочтений посетителей торгово-развлекательного центра.
Некоторое время назад перед нами была поставлена очень интересная задача: в одном из районов Москвы было запланировано открытие крупного ТРЦ. Это должен был быть центр уникальный в своем роде - сочетающий полный спектр развлечений.
Казалось бы, в чем сложность? Есть выделенная площадь, средства инвестора. Однако, оставалось неясным:
какой же ожидается ежедневный приток посетителей,
какие виды отдыха и развлечений будут пользоваться наибольшим спросом,
стоит ли совмещать развлекательную и торговые зоны, нужна ли вообще последняя,
что может являться уникальным достоинством строящегося центра, способного привлечь не только жителей своего района, но и всего города и его гостей.
Используемые методы
Фокус-групповые дискуссии
Личный опрос потенциальных посетителей
Мониторинг торговых и развлекательных центров
1. Фокус-группа
Фокус-группа - это метод качественного исследования, проводится обычно с целью изучения глубинных мотиваций потенциальных потребителей/ посетителей. Проводимые дискуссии ставили перед собой задачу выявления потребительских предпочтений по наполнению центра. Нашим агентством была проведена серия фокус-групп, участники которых отражали характеристики целевых сегментов, как то: молодежь и студенты, молодые семьи с детьми, люди среднего возраста, а также группа, имеющая смешанный состав.
Каждая из фокус-групп позволила выявить основные предпочтения исследуемых сегментов.
Почему сначала фокус-группа?
В том случае, когда проводится масштабное маркетинговое исследование, включающее в себя целый ряд исследовательских мероприятий, фокус-групповые дискуссии целесообразно проводить на начальном этапе.
Во-первых,
Фокус-группа - это дискуссия на заданную тему с довольно небольшим количеством приглашенных респондентов (не более 10-12 человек). Разговор ведется в непринужденной обстановке за чашкой чая. Люди свободно высказывают свои мнения, приятная атмосфера способствует рождению и генерации креативных идей. Кстати в ходе наших фокус-групп была предложена масса идей по дизайну и стилистическому оформлению проектируемого центра.
Во-вторых,
Мы разговаривали с непосредственным потенциальным посетителем, что помогает ознакомиться с его "словарем". Это является существенным подспорьем в составлении анкеты для количественного исследования: на фокус-группе мы можем "приноровится" к стилю каждого участника, поговорить с ним лично, уточнить его позиции, а в массовом исследовании нам необходимо, что бы нас понял каждый опрашиваемый, причем разговор ведется опосредованно, через методический инструмент - анкету. Беседа на фокус-группе может оказать существенную помощь, как в формулировке вопросов анкеты, так и ее содержательно наполнении.
В-четвертых,
Фокус-группы позволили ознакомиться в запросам и ожиданиями посетителей относительно проектируемого РЦ. Вопросы о существующих развлекательных центрах, их достоинствах и недостатках позволили выявить картину восприятия индустрии отдыха и развлечений в городе. Безусловно, собранная информация поможет избежать ошибок предшественников при строительстве нового центра.
Результат
Фокус-группы помогли создать довольно целостную картину об изучаемом предмете, конкретизировать цели и задачи исследования и перейти к следующему этапу…
2. Опрос
Опрос является наиболее эффективным и традиционным методом изучения потребительских предпочтений. При подготовке такого крупного проекта, как открытие нового крупного развлекательного центра, этот этап просто необходим.
Чем полезен опрос?
Во-первых,
Опрос позволят выяснить мнения и предпочтения довольно большого количества потенциальных посетителей (выборочной совокупности) развлекательного центра. Полученные данные позволяют с большой долей вероятности делать выводы и прогнозы относительно всех потенциальных посетителей (генеральной совокупности).
Во-вторых,
Полученные данные удобны в обработке, легко структурируются и обобщаются: все опрошенным задаются одни и те же вопросы с одними и теми же вариантами ответов.
Особенности случая
Первая сложность, с которой мы встретились, это была проблема места проведения опроса. С одной стороны, нам было известно, место, район, в котором планируется к открытию центр, и казалось логичным, что основными посетителями будут именно жители этого района. С другой стороны, масштаб замыслов свидетельствовал о том, что в комплекс будут съезжаться жители и других частей города. Как же добиться равномерно распределения по всем районам столицы?
Нами было принято решение проводить опрос в непосредственной близости от ныне существующих Развлекательных и Торгово-развлекательных комплексов, которые были выбраны таким образом, что они равномерно покрывали всю территорию города.
Вторая сложность, это время проведения опроса. Как показали результаты фокус-групп, потенциальным посетителем РЦ может стать любой житель города, как работающий, так и неработающий, учащийся. Поэтому время опроса варьировалось от 14.00 дня до 21.00 вечера. Таким образом, в выборку могли попасть с равной вероятностью все жители города.
И третья сложность - это как отбирать участников для опроса. Было сделано предположение, что даже те, кто не посещает регулярно существующих центров, вероятно, заинтересуются новым. Однако в анкете был введен вопрос-фильтр, направленный на то, чтобы узнать посещает ли респондент развлекательные центры: доля тех, кто не посещает, не должна была превышать 20% опрошенных. Сам же отбор осуществлялся методом случайного отбора, т.е. каждый житель имел равный шанс попасть в выборку.
Параллельно с опросом проводилась третья часть нашего исследования - мониторинг существующих развлекательных и торгово-развлекательных центров города.
Мониторинг
На первый взгляд может показаться, что мониторинг не имеет никакого отношения к изучению потребительских предпочтений. Однако, это не так.
В качестве мест проведения опроса были выбраны 20 крупных и наиболее известных развлекательных и торгово-развлекательных центров. Одновременно с опросом проводился их мониторинг, а также учет посетителей, то есть рассчитывалась проходимость каждого центра.
Преимущества
Подобный системный подход к изучению существующих центров позволяет решить сразу комплекс задач:
выявить наиболее популярные и посещаемые центры;
провести конкурентную оценку их преимуществ;
отметить наиболее успешные ходы: маркетинговые, стилистические и пр.
Зачем это нужно?
Сведения о притоке посетителей в совокупности со знаниями о площади, перечне предлагаемых развлечений, часах работы и пр. могут стать существенным подспорьем, как в проектировании нового центра, так и впоследствии в составлении его бизнес-плана.
Успехи
Мы смогли:
разработать и предложить стратегию продвижения и конкурентной борьбы нового центра;
сформулировать его уникальное достоинство, выгодно отличающее его от конкурентов;
построить прогноз посещаемости центра;
выделить основные сегменты посетителей и определить их потребности, готовность к тратам и пр.
выявить неудовлетворенные потребности каждого сегмента.
Неудачи и трудности
Существует несколько типичных проблем при проведении такого рода масштабных исследований.
На стадии организации проекта Вы можно столкнуться.
Интерактивный мониторинг потребителей является информационной технологией. Современный динамично развивающийся рынок предъявляет повышенные требования к предприятиям – субъектам предпринимательской деятельности в части мониторинга внешней среды маркетинга с тем, чтобы своевременно выявлять проблемы и принимать маркетинговые решения. В такой ситуации особенно актуальным становится принцип непрерывности управления (см. подразд. 6.2), реализация которого невозможна без мониторинга. Традиционные техники мониторинга не всегда могут обеспечить необходимую степень регулярности. Новые возможности открываются в результате применения интернет-технологий.
С позиций концепции маркетинга важнейшее значение имеет мониторинг потребителей. При этом решаются такие задачи, как оценка отношения потребителей к продукту и предприятию, оценка намерений приобрести продукт, анализ потребительских предпочтений, разработка товарной политики предприятия и др. Актуальным современным направлением маркетинговых исследований является исследование процесса, названного "трансформация потребителей". Информационное обеспечение для решения перечисленных и иных задач может быть получено в результате применения техники интерактивных опросов как предприятиями, формирующими рыночное предложение, так и специализированными консалтинговыми предприятиями.
Категория трансформации потребителей стала привлекать внимание маркетологов совсем недавно. При отсутствии канонического определения под трансформацией потребителей будем понимать процесс изменения и развития всех составляющих модели принятия решения о покупке. В соответствии с расширенной до пяти этапов моделью формирования спроса (см. подразд. 22.5) процесс принятия решения о покупке включает пять этапов: 1) нужда; 2) желание (осознанное стремление удовлетворить нужду); 3) потребность (направлена на конкретный продукт); 4) индивидуальный спрос (обеспеченная ресурсами потребность); 5) покупка. Модель характеризует мышление индивидуума в лице отдельного потребителя. В агрегированном виде совокупность решений отдельных потребителей формирует массовый спрос.
Массовый спрос в натуральном выражении достаточно трудно оценить, однако на основе опроса, в том числе интерактивного, это сделать можно, опираясь на методы, изложенные в подразд. 19.4. Проще исследовать товарооборот, однако полученные результаты имеют весьма ограниченную ценность для осуществления процесса управления предпринимательской деятельностью предприятия. Для эффективного управления требуется исследовать факторы формирования массового спроса – потребность, нужду, желание, индивидуальный спрос, индивидуальные решения о покупке. Необходимо наблюдать за процессом изменения массового спроса в самом начале его формирования. Для получения первичной информации нужно проводить опрос. Одним из условий, обеспечивающим возможность регулярного опроса репрезентативной выборочной совокупности потребителей, и является проведение мониторинга с применением технологий интерактивного опроса.
Выявление новых потребностей может потребовать от предприятия серьезного пересмотра товарной политики, послужить основой для начала инновационной деятельности, когда рынку предлагается принципиально новый продукт. Новизна продукта может быть охарактеризована с двух позиций: первая – характеристика новизны по отношению к своему предприятию; вторая – характеристика новизны по уровню удовлетворения потребностей потребителей, т.е. по отношению ко всему рынку. Новизна по отношению к своему предприятию может быть реализована в стратегиях специализации или диверсификации предложения.
Создать систему мониторинга потребителей энергии
Систематическое специально организованное целевое непрерывное наблюдение и краткосрочное прогнозирование региональных процессов обращения массовых видов нефтепродуктов, имеющих повсеместный характер потребления (автобензин, дизельное топливо и т.п.). Целью мониторинга этого показателя является подготовка решений, направленных на повышение надежности обеспечения потребителей за счет ускорения оборачиваемости нефтепродуктов в народном хозяйстве и рационализации их потребления.
Построение бизнеса, ориентированного на стратегию, является одним из основных стратегических инициатив. Для этого необходима система управления, позволяющая осуществлять мониторинг проводимых стратегических решений , охватывающая финансовые (количественные) и нефинансовые (качественные) показатели. Количественные показатели измеряют результаты, а качественные показатели отражают процессы, способствующие получению данных результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, повышение объема реализации продукции) нужно реализовать вторые (например, изучение нужд и запросов потребителей). Такой системой может стать система сбалансированных показателей.
Часть требований (п. а и б) была рассмотрена в разд. 4 и 6 настоящих методических рекомендаций . Требования по поддержанию связи с потребителями, производству и обслуживанию относятся к ситуации с постоянно действующим производством и не могут быть учтены исполнителями инновационных проектов. Наибольший интерес для исполнителей проектов представляют требования, касающиеся проектирования и разработки, а также закупок и управления устройствами для мониторинга и измерений.
При выходе товара на рынок важно своевременно обеспечить управляющие органы компании информацией о ходе реализации продукции , чтобы не допустить снижения объема продаж. В этом состоит главная цель мониторинга процесса реализации нового товара . В ходе мониторинга отслеживаются следующие характеристики имидж продаваемого товара, объем и скорость продаж, характеристики основных покупателей товара, места покупки, частота покупок различными группами потребителей , основные причины покупок, рыночная доля конкурентов по продаваемому типу товаров, степень насыщения рынка данным товаром.
Под влиянием рыночных факторов первичная информация постоянно меняется и возникает потребность в ее периодическом обновлении - мониторинге рынка. Для организации мониторинга используются специальные исследовательские панели. Они представляют собой выборки оптовых, розничных торговых сетей , опросы различных групп потребителей (элементы панели) через определенные промежутки времени по заранее разработанной схеме с целью пополнения и уточнения первичной информации . Панель должна включать типичных продавцов или потребителей анализируемой продукции, чтобы выводы, получаемые по результатам обследования, можно было обобщить и распространить на всю исследуемую совокупность. Элементы панели представительны, если они отражают структуру рынка по наиболее важным параметрам географическому расположению , демографическим факторам , социально-экономическим характеристикам, обычаям и традициям потребителей и т. д.
Компания должна непременно анализировать причины, вынудившие потребителя сократить закупки ее продукции или обратиться к конкурентам. Если компания IBM теряет клиента, она предпринимает гигантские усилия по выяснению причин такого решения. Большое значение имеет не только проведение интервью, когда потребитель в первый раз отказался от сотрудничества, но и организация мониторинга уровня отказов. Если уровень отказов растет, значит, компания не в состоянии удовлетворить потребителей.
Мы неоднократно подчеркивали, что непрерывный мониторинг рыночной среды позволяет поддерживать устойчивый рост производства и стабильный маркетинговый процесс . Но каким образом менеджер узнает об изменении потребностей потребителей , новых шагах конкурентов, состоянии каналов сбыта Ответ очевиден он должен получать информацию и управлять ею. Ценность маркетинговой информации постоянно возрастает, что связано с действием следующих тенденций.
Организация (в блоке 7) службы сервиса, послепродажного технического обслуживания , гарантийного и послегарантийного ремонта и пр. Сбор и анализ жалоб, претензий и рекламаций. Выработка рекомендаций по управлению товарным качеством для предыдущих составляющих товародвижения. Конечное звено мониторинга качества всех базовых конструкций изделий и модификаций рецептур - всего параметрического ряда нового товара , попавшего на рынок. Это позволяет реагировать на возникшие требования различных групп потребителей.
Для сохранения или, наоборот, изменения конкурентных преимуществ в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей необходим постоянный мониторинг действий конкурентов и отслеживание изменений потребительских предпочтений.
Контроль за выполнением программ электрификации осуществляется органами управления с помощью мониторинга результатов, получаемых предприятиями-потребителями. При этом основное внимание необходимо обратить на уровень и динамику таких показателей, как
Государственные регулирующие и антимонопольные органы должны вести регулярный мониторинг конкурентных энергетических рынков. Опыт зарубежных стран показывает, что нередко результатами конкуренции между энергокомпаниями бывают их слияния и поглощения в различных формах горизонтальной и вертикальной интеграции . Уже только одна угроза вхождения на рынок новых производителей энергии может спровоцировать объединение частных энергокомпаний. Создаются также крупные многофункциональные компании, в круг деятельности которых входят электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение, связь и даже розничная торговля разными потребительскими товарами . В конечном счете это может привести к установлению "виртуальных монополий" с соответствующими монопольными ценами , а значит, сама идея либерализованного рынка будет дискредитирована перед потребителями энергии, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективной конкуренции среди ее производителей.
В эффективно работающих компаниях руководители маркетинговых служб осуществляют постоянный мониторинг возможных причин возникновения проблем. В качестве главных индикаторов возможных проблем обычно рассматривается динамика показателей объема реализации, рыночной доли , прибыли, а также количество заказов, поступающих от дилеров компании, уровень жалоб потребителей , состояние конкурентной борьбы.
Прямые контакты с потребителями программы мониторинг 69 46 60 35 61 48
Маркетинг, ориентированный на потребителя - предполагает всестороннее изучение соответствующей ниши рынка - мониторинг реальных и потенциальных потребителей возможных услуг и продукции, используя многообразные формы и методы с целью определения предпочтительной номенклатуры итоговых продуктов деятельности. [Формулировка наша - авт.].
Это определение позволяет наблюдать и, соответственно, устанавливать норматив времени, рабочее задание , подсчитывать количество выполненных единиц работы и осуществлять мониторинг индивидуальной производительности труда . С его помощью можно также разбить на фазы такие расплывчатые задачи как, например, составление отчета, разработка компьютерной программы, урегулирование запроса потребителя, проведение маркетингового исследования.
Структура (форма) рынка 5.1. Монополия 5.2. Олигополия 5.3. Монополистическая конкуренция 5.4. Чистая (совершенная) конкуренция Создание оригинальных патентованных товаров Повышение качества информации о товаре, предоставляемой потребителю. Прогнозирование механизма действия закона конкуренции Прогнозирование цен основных конкурентов и факторов, их определяющих Построение графиков "спрос - предложение", их мониторинг и принятие оперативных мер по реакции на поведение конкурентов
Мнение людей бизнеса о потребителях и рынке чаще всего неверно. Из этого следует, что необходимо проводить глубокий анализ вплоть до создания системы маркетингового мониторинга.
Создание и массовое использование средств вычислительной техники , появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.
Связанные с ротозейством периоды запаздывания могут быть значительно сокращены благодаря эффективному мониторингу поведения потребителей . Например, в современной розничной торговле используются системы сканирования, и поступающая информация предупреждает руководство компании-поставщика о непредвиденном изменении объема продаж. При помощи интернета и других информационных технологий компании могут распознавать рыночные изменения и реагировать на них намного быстрее. Чем быстрее поступит сигнал об открытии стратегического окна , тем эффективнее отреагируют на него менеджеры производителя.
Мониторинг изменения приоритетов потребителей. Компания должна периодически возобновлять исследования восприятия покупателями ценности продукта и установок конкурентов, которые зависят от происходящих в сфере экономики и технологии изменений.
В условиях одного потребителя в государственной исследовательской системе США сложилась своя организационная культура и комплекс правил, сильно отличающихся от окружающей рыночной культуры. Вместо культуры, ориентированной на потребителя с тщательным мониторингом цен. определением затрат и активным поиском новых рынков , американские федеральные и даже частные научно-исследовательские организации развили высокобюрократическую систему, когда внутренний контроль и управление ориентированы исключительно на постоянно меняющиеся требования к подробным отчетам, предъявляемые различными государственными агентствами. Монопольный характер заказчиков и подрядчиков смягчает важную роль конкуренции в стимулировании инновационного процесса . Крупные американские оборонные научно-исследовательские группы часто использовали преимущества своей относительной малочисленности, нарушая официальную процедур) конкурентных торгов и тайно договариваясь о ценах и контрастах.
Этот процесс должен дать ясное представление о том, почему спонсорская поддержка оказывается тому или иному событию или программе. Понимание целей спонсорской деятельности является первым шагом в оценке успешности этой деятельности. Как уже было показано, компания anon воспользовалась спонсорской поддержкой футбольного чемпионата в Англии для повышения уровня информированности потребителей о своих товарах. При этом в качестве средства мониторинга использовались маркетинговые исследования.
С учетом большого влияния, которое оказывает политика в области цен на результаты сбытовой деятельности, в плане намечено провести тшатель-ный анализ зависимости результатов сбыта от уровня цен как по результатам 1996 г., так й гкгтекущей деятельности в квартале и первом полугодии 1997 г. Кроме того, предусмотрена возможная корректировка системы скидок. По сути, речь идет о ведении постоянного мониторинга. В результате этих мероприятий может быть проведена определенная корректировка ценовой политики . Кроме того, с учетом плохой платежеспособности потребителей решено проработать вопрос лизинга инструментальной продукции, что является в данной области совершенно новым, ранее не применявшимся решением. Маркетинг менеджмент (2001) -- [