Теория мир-системы иммануила валлерстайна. Иммануил Валлерстайн: «Рад, что я не президент Путин Капиталистическая мир система

Иммануил Морис Валлерстайн (англ. Immanuel Maurice Wallerstein; род. 28 сентября 1930, Нью-Йорк, США) - американский социолог, политолог и философ-неомарксист, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли.

Биография

Родился в семье эмигрантов из Австро-Венгрии в 1930 году в Нью-Йорке.

Учился в Колумбийском университете, занимаясь социологией и африканистикой (1951, бакалавр; 1954, магистр; 1959, доктор). В 1951-1953 годах служил в армии.

С 1959 по 1971 год преподавал на факультете социологии Колумбийского университета, был самым молодым профессором. В начале 1960-х годов был советником в администрации Кеннеди, и даже ходили слухи, что он получит назначение госсекретарем США. С 1971 по 1976 год - профессор социологии в Университете МакГилл (Монреаль, Канада). С 1976 по 1999 год - почётный профессор социологии в Университете Бинхэмтона (штат Нью-Йорк, США). С 2000 года - ведущий исследователь в Йельском университете.

С 1994 по 1998 год занимал пост председателя Международной социологической ассоциации.

В 1964 году женился на Беатрис Фридман, имеет дочь.

Научные интересы, идеи

Начиная с 1960-х годов занимался вопросами общей теории социально-экономического развития. Автор мир-системной теории, созданной под влиянием французского историка Фернана Броделя.

В эссе под названием «Существует ли Индия?» Валлерстайн показывает, что Индия как суверенное государство сформировалась в рамках современной капиталистической мир-системы как её часть, и её история была сконструирована политическими деятелями, учёными и широкими массами в настоящем и недавнем прошлом как способ легитимизации существующего положения вещей:

Давайте на секунду вообразим, что произошло, если бы в период 1750–1850 годов англичане колонизировали преимущественно территорию старой Империи Великих Моголов, назвав её Хиндустаном, а французы одновременно заняли бы южные (преимущественно населенные дравидами) регионы нынешней Республики Индия, дав им наименование Дравидия. Считали бы мы сегодня после этого, что Мадрас являлся исконной «исторической» частью Индии? Использовали бы мы вообще это слово Индия? Я думаю, что нет. Вместо этого ученые со всего мира, вероятно, строчили бы пухлые тома, доказывающие, что с незапамятных времен Хиндустан и Дравидия были двумя принципиально различными культурами, народами, цивилизациями, нациями или как-то иначе отличались каким-нибудь другим образом.

Валлерстайн И. Существует ли в действительности Индия?

По его мнению «Ленин для России неизбежно окажется центральной фигурой ХХ столетия»: «С течением времени в России весьма вероятна политическая реабилитация Ленина. Где-то к 2050 году он вполне может стать главным национальным героем».

Участие в редакциях журналов

Член редакционного совета журналов «Социальная эволюция и история», «Asian Perspective», «Africa today» и др.

Награды

  • 2004 - золотая медаль Кондратьева «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».

Библиография

  • Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире/Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б.Ю. Кагарлицкого. - СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с. - ISBN 5-94483-042-5.
  • Валлерстайн И. После либерализма / Под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-354-00509-4. (англ. After Liberalism)
  • Валлерстайн И., Балибар Э. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Общая ред. Д. Скопина, Б. Кагарлицкого. - М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. - 272 с. (англ. Race, nation, class. Ambiguous identities)
  • Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. - М.: Логос, 2004. - 368 с. - ISBN 5-94010-255-7. (англ. The End of the World as We Know It: Social Science for the Twenty-First Century)
  • Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение/пер. Н. Тюкиной. М.: Издательский дом «Территирия будущего», 2006. - 248 с.
  • Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 176 с.
  • Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. I. Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейского мира-экономики в XVI в. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2015. - 552 с. - ISBN 978-5-91244-096-0 (англ. The Modern World-System, vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century, 1974)
  • Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. II. Меркантилизм и консолидация европейского мира-экономики, 1600-1750. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. - 528 с. - ISBN 978-5-91244-097-7 (англ. The Modern World-System, vol. II: Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy, 1600-1750, 1980)
  • Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. III. М.: Издательство Университета Дмитрия Пожарского, 2016.
  • Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. IV. М.: Издательство Университета Дмитрия Пожарского, 2016.
  • Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется?//Социологические исследования. - 1997. - № 1. - С. 8-21.
  • Валлерстайн И. Миросистемный анализ//Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / Под ред. Н. С. Розова. Новосибирск, 1998. - Выпуск 1. - С. 105-123.
  • Валлерстайн И. Изобретения реальностей Времени-Пространства: к пониманию наших исторических систем //Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций/Под ред. Н. С. Розова. - Новосибирск, 2001. - Выпуск 2.
  • Валлерстайн И. Миро-системный анализ
  • Валлерстайн И. Интеллектуалы в эпоху перехода
  • Валлерстайн И. Шок и трепет? // Логос. - 2003. - № 1.
  • Валлерстайн И. Конец начала // Логос. - 2003. - № 1.
  • Валлерстайн И. Орел пошел на аварийную посадку // Логос. - 2003. - № 2.
  • Валлерстайн И. Периферия // Экономическая теория / Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмена. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С.671-679.
  • Валлерстайн И. Ни патриотизм, ни космополитизм (PDF) // Логос. - 2006 - № 2.
  • Валлерстайн И. Новые восстания против системы. // <БЕЗ ТЕМЫ>. - 2007. - № 4
  • Валлерстайн И. Маркс и слаборазвитость // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2008. - № 1.
  • Валлерстайн И. Модернизация: мир праху её // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2008. - № 2.
  • Валлерстайн И. Европейский универсализм: риторика власти (PDF) // Прогнозис. - 2008. - № 2 (14).
  • Валлерстайн И. Маркс и история: плодотворное и неплодотворное прочтение (из книги Э. Балибара и И. Валлерстайна «Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности»)
  • Валлерстайн И. Капитализм в ближайшем будущем исчерпает свой потенциал
  • Валлерстайн И. Существует ли в действительности Индия? // Логос. - 2006, - № 5. - С. 3-8.
  • Валлерстайн И. Капитализм: противник рынка? // Логос. - 2006. - № 5. - С.9-13.
  • Wallerstein I. The Capitalist World-Economy. Cambridge University Press, 1979.
  • Wallerstein I. The Modern World-System, vol. III: The Second Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840’s. San Diego: Academic Press, 1989.
  • Wallerstein I. The Modern World-System, vol. IV: Centrist Liberalism Triumphant, 1789–1914. Berkeley/Los Angeles/London: University of California Press, 2011.

Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е годы А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дус Сантусом.

Наиболее распространенная версия мир-системного анализа разработана И. Валлерстайном. Согласно Валлерстайну, современная мир-система зародилась в т. н. «длинном 16-м веке» (приблизительно 1450-1650 годы) и постепенно охватила собой весь мир. До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи.

Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Они основаны на отношениях взаимообмена.

Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическими связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование. Мир-империи характеризуются взиманием налогов (дани) с провинций и захваченных колоний.

Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему. Капиталистическая мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке - социалистические страны) и периферии (Третий мир).

По Валлерштайну, с шестнадцатого века по наши дни шел процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей, основанных на экспансии капиталистической мировой экономики. Эта экономика предполагает существование стран ядра, стран полупериферии, периферии и внешней арены. Государства ядра — те, в которых ранее всего возникли современные виды предпринимательства, а затем начался процесс индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция и присоединившиеся позднее страны Северо-западной Европы, например, Германия. На территории стран ядра зародилось промышленное производство, возникли передовые для того времени формы сельского хозяйства, сформировались централизованные правительства.


Государства, расположенные на юге Европы, вокруг Средиземного моря (такие, как Испания), стали полупериферией стран ядра. Они были связаны с северными странами отношениями торговой зависимости, но их экономика не развивалась. Еще пару веков назад периферия — “внешняя граница” мировой экономики — проходила по восточному краю Европы. Из этих районов, например из тех, где сейчас расположена современная Польша, сельскохозяйственные культуры поступали непосредственно в страны ядра.

Значительная часть Азии и Африки в то время относилась к внешней арене — ее не затрагивали торговые связи, которые формировались в странах ядра. В результате колониальной экспансии и последующей деятельности крупных корпораций страны Азии и Африки были вовлечены в систему мировой экономики. Сегодня страны третьего мира составляют периферию обширной мировой системы, в ядро которой вошли и приобрели доминирующее положение Соединенные Штаты и Япония. Советский Союз и страны Восточной Европы (общества второго мира), с их плановыми централизованными экономическими системами, были единственной большой группой стран, в определенной мере выпадающих из мировой экономики.

Современный мир - целострная система с единым разделением труда, основанная на макроэкономике (транснациональное производство и торговля). Мир разделен не на цивилизационно-культурные ареалы, а на центр (ядро), периферию и полупериферию. Ядро системы приобретает прибыль., а периферия - теряет. Периферия - пассивная и несамостоятельная зона, встраиваемая ядром в глобальные производственные и товарные цепи.

Валлерштайн утверждает, что поскольку страны ядра доминируют в мировой системе, они в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Он согласен со сторонниками теории зависимости в том, что страны первого мира приобрели возможность эксплуатировать ресурсы стран третьего мира в своих собственных целях.

Концепция содержит также положение о государственной зависимости, согласно которому разрыв между центром и периферией определяет основное противоречие мировой системы. Роль ядра в разные исторические периоды играли различные страны (начиная с XVI в. - это Голландия, позже Великобритания, а сейчас США).

МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (мир-системный анализ) - макроисторическая парадигма исследования, которая рассматривает социальную эволюцию экономик, исторических систем и цивилизаций как структурную взаимосвязь в пределах широкомасштабной историко-географической общности, так называемой «мир-системы». В широком смысле мир-системный подход - это совокупность исторических, экономических, социально-философских исследований и практик, ориентированных на проблематику изучения истории человечества и формирования современного социального порядка как глобальной интегрированной иерархической системы.

Современный философский словарь (М, 2004) дает следующее определение мир-системного подхода: «Мир-системный подход - это стратегия деятельности и познания, моделирующая современную историю 1) как систему взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами, культурами, этническими и религиозными группами, между человеческими индивидами), 2) представляющая человеческое сообщество как исторически меняющуюся систему, 3) как систему связей, становящихся в процессе оформления современного социального мира» (В. Е. Кемеров).

Мир-системный подход возник и, в значительной степени, сложился в 1970- 1990-е годы в исследованиях Ф. Броделя, И. Валлерстайна, А. Г. Франка, С. Амина, Э. Сайда, Дж. Арриги, Дж. Моделски, Дж. Абу-Лугход и др. Мир-системный анализ рассматривается как междисциплинарная альтернатива традиционным социальным наукам, так как критикует стадиальные концепции истории, ориентируется на наднациональную перспективу, отрицает дихотомическое противопоставление Запада и Востока и пересматривает проблематику способов производства. С неомарксизмом мир-системный подход связан, ввиду претензии его сторонников на новое понимание марксистских принципов историзма (в частности, историчность человеческой природы, неразделяемая взаимосвязь политики, экономики и культуры и др.), глубоким интересом к сущностной динамике мирового капитализма, проблемам неравенства и догоняющего развития. Крупнейшим научным центром разработки и исследования мир-системного подхода является Центр Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при Университете штата Нью-Йорк в Бинхемтоне, США.

Ключевым понятием данного подхода является понятие «мир-система», понимаемая как ограниченная в пространстве и времени, целостная, интегрированная совокупность структурных единиц - со-обществ (мир-империй, мир-экономик, цивилизаций, суперэтносов и др.), в рамках которой все объекты и элементы структуры связаны общей логикой экономических, политических, и прочих взаимосвязей, образуя внутренний иерархический порядок. По мнению И. Валлерстайна, мир-система - это альтернативная возможность организации материального мира: не общество, не национальное государство, а особая единица анализа горизонтальных связей между историческими сообществами и, в целом, между историко-географическими регионами, этносами, экономиками.

Мир-система имеет иерархическую структуру из концентрически расположенных зон «центра», «полупериферии» и «периферии».

Центр (ядро) - зона экономического, военно-политического и культурно-технологического преобладания в системе. Удерживая ряд важнейших монополий, центр концентрирует материальные блага, лидирует в политико-идеологической сфере, в значительной мере перераспределяет ресурсы внутри системы и транслирует на нее свои культурные образцы.

Периферия - преимущественно отсталые и отдаленные от центра сообщества и экономики, в которых преобладают традиционалистские формы производства и социальной организации. Периферия является сосредоточением основного населения мир-системы, ресурсов, неквалифицированного труда. Она находится в подчиненном и зависимом положении от ядра, подвергается эксплуатации; в то же время, периферия является потенциальным источником угроз для центра в период утраты гегемонии.

Полупериферия формируется из экономик и сообществ, занимающих промежуточное положение. Состоит из динамично развивающихся и экспансионистски настроенных акторов, поднявшихся с периферии, а также из бывших лидеров, утративших гегемонию. Полупериферия занимает важное место в региональной геополитической структуре, в системном перераспределении ресурсов и труда, выполняет компенсирующую и амортизирующую роль. Она нередко является источником различных иннованционных изменений.

Мир-системный подход начал формироваться в 1970-е годы в русле концепций «периферийной экономики» и основан на методологических принципах структурализма. Согласно последним, элементы мировой системы не могут быть адекватно представлены как независимые переменные. Сторонники мир-системного анализа считают, что коренные отличия исторических и современных сообществ могут быть адекватно поняты и описаны в рамках представлений о всеобщей, сложноорганизованной системе политических и экономических взаимосвязей, которые соединяли целые регионы и цивилизации в иерархическую структуру, собственно, мир-систему. Динамика внутри системы определяется не стадиальными «способами производства», а структурными факторами: 1) отношениями центра, периферий и полупериферий; 2) внутрисистемными фазами подъема и упадка отдельных регионов или подсистем; 3) борьбой за гегемонию внутри системы между кон-курирующими региональными акторами; 4) степенью близости или удаленности конкретного сообщества, региона, экономики или политической структуры от системного ядра.

Выделяются три основных структурных типа социальной организации мир-систем: 1) «мини-системы» (объединяют примитивные сообщества), основанные на отношениях реципрокного обмена и культурно-технологической общности; 2) «мир-империи» - авторитарные политические структуры, построенные на внеэкономическом принуждении (с логикой централизованной власти для взимания и редистрибуции дани с самостоятельных производящих провинций);

3) «мир-экономики» - обширные горизонтальные цепи из сообществ и структур, включенных в отношения производства, обмена и регионального разделения труда, с логикой неравного обмена по осям трансграничных товарных потоков в условиях политической децентрализации. Как правило, мир-империя состоит из «метрополии» (высокоразвитого экспансионистского государства / этноса) и территорий / сообществ, на которые распространяется ее влияние, - «периферии». Мир-экономики могут включать в себя части различных государств и регионов, интегрированные в одну экономическую систему.

В 1960-е годы идеи, близкие к мир-системной парадигме выдвигал известный американский историк У. Мак-Нил. В его макроисторической концепции («Восхождение Запада», 1963) в качестве важнейшего континентального интегрирующего фактора выступал процесс культурной диффузии - передачи и обмена важнейших технологий, сформировавших мировую цивилизацию. У. Мак-Нил подчеркивал высокое значение азиатских цивилизационных центров в мировой истории - Китая, Ближнего Востока. Периоды военной экспансии отдельных народов и государств вызывали, по мнению Мак-Нила, специфический эффект «замыкания ойкумены», что усиливало системное взаимодействие удаленных друг от друга и нивилизационно обособленных регионов («В погоне за мощью», 1977).

Считается, что на формирование мир-системного подхода И. Валлерстайна повлияли три научных направления: 1) геоистория Ф. Броделя и, шире, всего наследия школы «Анналов», 2) «теории зависимости» в версии А. Г. Франка (которая, в свою очередь, восходит к марксистским теориям империализма), 3) неклассическая экономическая теория (включая концепции экономических циклов), особенно работ К. Поланьи, Й. Шумпетера и Н. Кондратьева. Фернаном Броделем в трехтомнике «Материальная цивилизация, экономика и капитализм» была предложена историческая модель эволюции расширяющейся до глобальных масштабов «мир-экономики» в XVI- XVIII веках. Ф. Бродель называл мир-системами только такие исторические системы, логика функционирования и развития которых в каждом периоде определяется преимущественно свойствами и отношениями входящих в систему и существующих в данном периоде обществ. Влияние неклассической экономической теории проявилось, прежде всего, в установке на волновую и циклическую природу внутренней системной динамики, так называемых «циклических ритмов» и «вековых трендов». Важнейший ритм, 45-60-летний «кондратьевский цикл» состоит из фаз расширения и упадка. Вековые тренды впервые выделены Р.Камероном и составляют период 150-300 лет. Эти волновые явления, по мнению И. Валлерстайна, описывают сущностную динамику становления и упадка мир-системных гегемонии.

И. Валлерстайн сформулировал гипотезу о том, что до 1500 года развитие исторических систем происходило как чередование «мир-империй» и «мир-экономик», а после 1500 года приобрело капиталистическую логику. В исследованиях И. Валлерстайна окончательно сформировались основные категории мир-системного подхода.

Мир-империи - тип исторических систем, организованных как широкие централизованные политические структуры, объединяющие данническо-перераспределительными отношениями социально и культурно разнородные провинции. Устойчивость мир-империи зависит от эффективности выполнения следующих ключевых функций: а) территориальная, преимущественно военная, экспансия с целью захвата новых даннических провинций, территорий со стратегическими ресурсами, богатыми торговыми путями и т. д, удержание захваченных провинций от держав-конкурентов; б) регулярный сбор дани (в любом виде) с провинций; в) перераспределение дани через централизованную пирамиду чиновников; г) утверждение легитимности имперской власти (как правило, через распространение массовой религии, морального учения, идеологии); д) пресечение сепаратизма провинций и подавление внутренних волнений.

Мир-империи могут трансформироваться в мир-экономики. Большинство мир-экономик доиндустриальной эпохи оказались не-прочными и погибли, были поглощены мир-империями. Но капиталистическая мир-экономика Европы в силу специфических регионально-исторических факторов оказалась наиболее жизнеспособна. Примерно с 1250 г. в Европе возобладали тенденции, приведшие ее впоследствии к мировой гегемонии. В XVI-XVIII веках она превратилась в лидера мирового развития, подчинив все другие социальные системы.

Один из ключевых вопросов мир-системной теории заключается в том, сколько мир-систем существовало на протяжении человеческой истории. Хотя И. Валлерстайн считал, что подлинной мир-системой является только капиталистическая мир-система сформировавшаяся после 1500 года, характерно, что практически сразу было предложено расширить территориальные и хронологические рамки мир-системного анализа. А. Г. Франк подверг критике представление об историческом существовании множества «мир-систем», что, по его мнению, во многом обессмысливает само понятие «мир-система». Согласно А. Г. Франку, речь должна идти лишь об одной Мир-Системе, которая возникла не менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватила собой весь мир. По его мнению, мировая экономика и её форма протяжённых торговых связей была ядром глобальной, древней по происхождению структуры. Возникновение Мир-Системы Франк связывает с зарождением первых цивилизаций. По его мнению, в доиндустриальную эпоху период кондратьевских циклов был более длинным, от 200 до 500 лет. Выделяются также четыре больших цикла: доклассический (1700 100/50 гг. до н. э.), классический (100 / 50 гг. до и. э. - 200-500 гг. н. э.), средневековый (200-500 гг. - 1450/ 1500 гг.) и современный (с XVI века). А. Г. Франк выделяет следующие критерии Мир-Системы: всесторонние и длительные торговые связи; устойчивые или периодически возобновляющиеся политические связи с определёнными регионами или народами, особенно включая отношения «центр-периферия-хинтерланд», а также отношения и процессы в схеме «гегемония / соперничество»; общие экономические, политические и, возможно также, культурные циклы. По его мнению, уже в III тысячелетии до н. э. мир-системные связи охватывали Египет, Месопотамию, Аравийский полуостров, Левант, Анатолию, Иран, долину Инда, Закавказье и некоторые части центральной Азии. Среди сторонников мир-системного подхода Франк широко известен китаецентричной теорией мирового развития, согласно которой, центр цивилизации, возникнув в Китае, затем смещался на запад - в Индию, Переднюю Азию, Средиземноморье, Западную Европу, Северную Америку, и вновь возвращается в Китай.

Дальнейшее развитие взглядов на историю мир-систем в средние века произошло в работах Дж. Абу-Луход, которая выдвинула гипотезу о системном единстве мира до эпохи гегемонии современного капитализма. По ее мнению, в средние века длительное время существо-вала и в XIII в. достигла кульминации глобально интегрированная «мир-система», к которой в конце концов и присоединилась Европа. По сравнению с современной эпохой эта система международной торговли и региональной специализации была узкой и технологически отсталой, но она была существенно сложнее организована, имела больший объем и действовала с большей изощренностью, чем что- либо ранее известное миру, и немногим уступала уровню XVI-XVII века. Эта мир-система была организована вокруг трех-четырех «ядер». Одним из них был Средний Восток, занимавший стратегическую позицию в международном обмене. Вторым была северная степь, простирающаяся по всей Центральной Азии и после многолетних завоеваний объединенная с Китаем. Третья зона ядра сосредоточивалась в Индийском океане, который связывал Китай со Средним Востоком через Малаккский пролив и Индию. В период крестовых походов к этой системе подсоединяется Европа. Отмечая, что в мир-системе XIII века не было гегемонии какого-либо центра, Дж. Абу-Луход подчеркивает важную роль Китая, замыкавшего цепь морских и сухопутных торговых путей. Впоследствии этот тезис был усилен в работах А. Г. Франка, К. Чейз-Данна и Т. Холла. В рамках всей мировой системы, однополярная гегемония чрезвычайно редка, приводит к самоуничтожению и, возможно, нереальна. Динамичное равновесие между противоцентрами в рамках одной системы А. Г. Франк и Б. К. Джиллс назвали «взаимосвязанными гегемониями».

Реконструируя историческую эволюцию европейской мир-экономики, И. Валлерстайн выделил основные периоды ее экспансии: 1250-1660, 1750-1815, 1880-1900 гг. Когда в начале XX века система достигла пределов экспансии, она отреагировала на это мировой войной и экономическим кризисом, которые, в свою очередь положили начало тоталитаризму. Современная глобальная капиталистическая мир-экономика сформировалась после 1945 года.

С. Амин, выступающий с последовательной критикой глобального капитализма, неограниченно эксплуатирующего страны периферии, протестует против дегуманизирующего влияния рынка, атомизирующего общество и разъединяющего солидарность людей, и называет капитализм «не концом, но отступлением» истории. По общему мнению сторонников мир-системного подхода, современная мир-система находится в глубоком кризисе, так как перестали работать многие позитивные системные факторы, в частности, сдерживающая роль советского противоцентра и «холодной воны», а также исчерпание природных ресурсов, энергетические кризисы, демографические проблемы Запада и кризис либеральной идеологии капитализма. И. Валлерстайн в последних исследованиях указывает, что мировой порядок, который возникнет к 2050-2075 гг. будет кардинально отличаться от современной капиталистической мир-системы структурно и функционально.

Мир-системный подход подвергается критике за абсолютизацию роли экономических связей внутри исторических организмов, за размывание объектных рамок исследований (невозможность полного абстрагирования от категорий класса, нации, государства), за детерминистское понимание культурно-антропологических факторов исторического развития. Указывается также на антиисторичность мир-системного подхода - подмену реальных исторических объектов воображаемыми (Ю. И. Семенов). В то же время отмечается высокий потенциал мир-системного анализа в изучении «горизонтальных связей» между историческими системами, его вклад в создание новой исследовательской перспективы - наднациональной, цивилизационной, в обновление парадигмы социально-гуманитарного знания и, по сути, в формирование новой социальной философии.

Способность мир-системного подхода к теоретическому и методологическому синтезу привела к его актуализации в рамках концепций глобальной истории. Сфера его применения расширяется. Концепция о длительном историческом существовании единой мир-системы получила развитие в исследованиях Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, посвященных факторам и стадиям социальной макроэволюции. Авторы рассматривают воздействие демографических, технологических, производственных факторов на мир-систему, разрабатывают стадии мир-системного политогенеза, подчеркивают нелинейный и альтернативный характер развития как отдельных элементов, так и всей Мир-Системы в целом (5). Мирсистемный подход используется для описания взаимодействий кочевых сообществ и земледельческих цивилизаций, как основа для исторических типологий форм полито-генеза (Н. А. Крадин, С. А. Васютин и др.).

О. В. Ким

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 284-291.

Литература:

1) Abu-Lughod J. Before European hegemony: the world system AD 1250-1350. N . Y, 1989; 2) Frank A. G„ Gills В. К. The Five Thousand Year World System in Theory and Practice // World System History: The Social Science of Long-term Change / Ed. by R. A. Denemark, J. Friedman, В. K. Gills, G. Modelski. L.; N. Y„ 2000; 3) Wallerstein I. The Modern World System, I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. L, 1974; 4) Валлерстайн И. Миросистемный анализ. Введение. M, 2006; 5) Гринин Л. Е. Коротаев А. В. Социальная макроэволюция: Генезис и трансформации Мир-Системы. М, 2009.

Мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель.

Наиболее распространена версия мир-системного анализа, разработанная И. Валлерстайном.

Согласно И.Валлерстайну, современная мир-система зародилась в т. н. «длинном 16-м веке» (приблизительно 1450-1650 гг.) и постепенно охватила собой весь мир. До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи.

Минисистемы были характерны для первобытных обществ.

Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическим связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование.

Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила - это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему.

Главный труд И.Валлерстайна - многотомник Современная мир-системаю

Главным понятием разработанной Валлерстайном концепции является мир-экономика - система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве. История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей.

Согласно концепции Валлерстайна, капитализм изначально развивался как целостная система мировых связей, отдельными элементами которой были национальные экономики.

Капитализм родился, по Валлерстайну, в 16 в., когда в силу случайного стечения обстоятельств в Западной Европе мир-империи уступили место мир-экономике, основанной на торговле. Капиталистическая мир-экономика породила колониальную экспансию западноевропейских стран, к 19 в. она подавила все другие мир-экономики и мир-империи, оставшись единственной современной мир-системой.

Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» - деление на ядро (центр) и периферию.

Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию, т.е. являются экономически и политически зависимыми.

Отсталость стран периферии объясняется, по Валлерстайну, целенаправленной политикой стран ядра – они навязывают подчиненным странам такую экономическую специализацию, которая сохраняет лидерство развитых стран. Хотя развитые страны пропагандируют идеологию «свободной торговли», Валлерстайн считает капитализм глубоко антирыночной системой, поскольку страны ядра монополизируют свое привилегированное положение и силой защищают его. Впрочем, в 20 в. грань между между ядром и периферией стала отчасти стираться из-за активных попыток ранее отсталых стран (например, Японии) ворваться в круг активных участников мирового хозяйства.

Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра. Роль гегемона в мировой торговле последовательно играли Голландия (17 в.), Великобритания (19 в.) и США (20 в.); промежутки между периодами гегемонии были заполнены экономическим и политическим противоборством сильнейших в экономическом отношении держав (англо-французские войны 18 в., Первая и Вторая мировые войны в 20 в.). По мнению Валлерстайна, в современную эпоху Америка теряет статус абсолютного лидера: «США пока сильнейшая держава в мире, - пишет он - но это увядающая держава».

Однополярность, двуполярность и многополярность в истории и в современную эпоху.

Сегодня отношения между США и Европой – этими двумя крупнейшими центрами силы, вокруг которых строится мировой порядок – становятся все более напряженными. США и Европа имеют совершенно разное видение того, как нужно управлять рыночной экономикой и обществом, как можно достичь величайших общественных благ и сохранить их.

Соединенные Штаты позиционируют себя как глобальную супердержаву, считая после демонстрации силы в Афганистане, что отныне нет и должно быть препятствий для реализации американской воли. Убеждение в особом предназначении Америки, которая должна служить мировым маяком свободы и неограниченных возможностей, стала основным принципом администрации Дж.Буша. Такой односторонний подход к процессам глобализации губителен даже в том случае, если бы США являли собой образец всех экономических, социальных и моральных добродетелей. Он основан на превосходстве грубой силы, требующей от всех остальных подчиниться американским интересам, ценностям и образу мышления.

У.Хаттон считает, что если остальная часть человечества не даст отпора тенденциям глобализации в ее американском консервативном варианте, то в ближайшем будущем мир может стать однополярным. Соединенные Штаты будут выдвигать свои стратегические задачи и добиваться их решения в одностороннем порядке, когда сочтут это необходимым.

Единственной реальной силой, способной противостоять гегемонии Америки, может стать объединенная Европа. Приверженность Европейского Союза идеям общественного договора, а также общедоступности социальных услуг способна стать ориентиром для остального человечества. Кроме того, сам ЕС демонстрирует пример форума, на котором европейские государства могут сглаживать свои различия, оценивать политику друг друга и вырабатывать общие позиции по экономической, социальной и оборонной политике.

Пока нет такой Америки, которая необходима для достижения устойчивого глобального миропорядка, основную инициативу должен взять на себя Европейский Союз. Выступая в качестве сторонника не мягкого, а жесткого либерализма – либерализма, отстаивающего принцип всеобщей справедливости как главного условия реализации личности и готового предпринимать жесткие действия для проведения в жизнь своих принципов – ЕС может дать пример лучшим представителям американского либерализма и помочь им вновь обрести себя.

Свой выбор в отношении двух возможных путей глобализации предстоит сделать двум странам – Великобритании и России.

Хотя Великобритания любит похвалиться тем, что сочетает в себе все лучшее, что есть в Америке и в Европе, на деле же в ней реализована экономическая модель, воспроизводящая наихудшие тенденции американского капитализма и не приносящая убедительных преимуществ. Перед британцами стоит задача создания собственной социально-экономической модели под патронажем все более политически весомого Европейского Союза.

Что касается России, то для нее есть смысл поставить перед собой цель сформировать социально-экономические институты и процедуры, сходные с существующими в Европе. Если бы Россия поступила так с самого начала демократических и рыночных преобразований, а не ориентировалась на Америку, реформы шли бы менее болезненно, а будущее было более светлым.

Параллельно с теорией зависимости, но отдельно от нее, выступает концепция мировой системы, выдвигаемая И. Валлерстайном. Основываясь на динамичном изменении разделения труда, он делит мир на центральные (мировые ядра), периферийные и полуферийные страны. Большое место в ней уделено анализу стран полуферии, к которым отнесены и страны Первого и Второго мира - Ирландия, Португалия, Балканские страны, бывший СССР. Эта концепция определяет зависимое развитие стран полуферии внутри орбиты мировой системы, на основе международного разделения труда, которое создает возможности для международной фрагментации произ­водственного процесса. В эти страны обычно перемещаются те производственные процессы, которые обслуживаются дешевой, малоквалифицированной рабочей силой. Концепция тесно связана с положением о государственной зависимости, согласно которой разрыв между центром и периферией определяет основное противоречие мировой системы.
По его мнению, возникновение капитализма в Европе не было запрограммировано ни социо-, ни культурно-генетически; капиталистические (или протокапиталистические) элементы существовали во всех цивилизациях, и везде развитие этих элементов успешно блокировалось. В Европе же, где наложение друг на друга нескольких упадков (сеньоров, государства, церкви) и разрыва в межрегиональной торговле («шелковый путь») создало такую комбинацию конъюнктурных обстоятельств, с которыми феодальное европейское общество не справилось, и возник капитализм. Концепция мировой системы также тесно связана с теорией нового международного разделения труда (НМРТ) Ф. Фробела, которая обращает внимание на последствия изменений в глобальной производственной стратегии ТНК в последние десяти­летия. Сторонники НМРТ также делят мировую систему на центр, периферию и полуферию, в которых разделение труда включает максимизацию прибыли ТНК и решение проблем ведущих промышленных стран. Они не видят перспектив на­стоящего развития стран Третьего мира, но обращают внимание на изучение интересов различных групп стран.



Типы мир-системы .Его главный вклад в развитие социальных наук заключается в разработке оригинальной теории мировых систем. В своей методологической концепции Валлерстайн предельно дедуктивен. Свой анализ он начинает с глобальной экономической системы, или, как он ее называет, мир-системы. По Валлерстайну она может быть трех типов.

1. Мир-империя , состоящая из нескольких локальных культур, присоединенных путем завоевания. Например, Древний Египет, Древний Рим, Россия эпохи крепостного права.

2. Мир-экономика , которую составляют независимые государства-нации. Единственным историческим примером здесь служит Европа от Нового времени до наших дней, которая из континентальной выросла до всемирной капиталистической мир-экономики, включающей существовавшие и существующие социалистические страны.

3. Мир-социализм , который представляет, по Валлерстайну, гипотетическую систему, никогда и нигде не осуществленную.

Мир-экономика имеет трехуровневую структуру. В ее центре, или ядре, находятся высокоразвитые государства, доминирующие в экономических отношениях, извлекающие дополнительные прибыли из всемирового разделения труда, определяющие мировую политику (в современном мире – это высокоразвитые страны). Периферию мир-экономики составляют страны, поставляющие сырье странам ядра и поэтому экономически и политически зависимые от последних. Страны периферии управляются слабыми коррумпированными правительствами (это слаборазвитые страны Азии, Африки, Латинской Америки). Полупериферийные страны мир-экономики (государства Центральной, Восточной Европы, быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии) занимают промежуточное положение между государствами ядра и периферии. Они производят менее технологичную продукцию и зависимы от высоких технологий стран ядра, но используют свои преимущества при торговле со странами периферии.

Мир-экономика прошла в своем развитии три этапа. Первый этап (XV-XVI вв.) – этап зарождения мир-экономики из феодальной экономо-политической системы (мир-империи). На этом этапе в результате географических открытий и колониальной экспансии страны, составляющие ядро системы (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания), и некоторые другие, завоевавшие колонии, получили доступ к сверхдешевой рабочей силе и природным ресурсам периферийных областей, которые таким образом были присоединены к мир-экономике. Это обеспечило первоначальное накопление капитала и развитие мир-экономики на втором этапе (XVI – первая треть XVII в.). Но каждой части этой системы присущ свой характер труда. В странах ядра действует свободный рынок труда, а контроль за качеством труда носит экономический характер. Это ведет к постоянному повышению квалификации работников и качества товаров. В полупериферийной зоне контроль за рабочей силой носит неэкономический, принудительный характер, сами работники менее квалифицированы, а труд существует в таких формах, как барщина, издольщина. В периферийных зонах преобладает рабский труд.

На третьем этапе развития мир-экономики возрастает роль политических процессов. Во-первых, увеличивается роль государств в регулировании экономики. Во-вторых, развивающаяся экономика позволяет укреплять государственные структуры за счет подготовки большого количества чиновников и, в-третьих, формировать постоянные национальные армии, которые, в-четвертых, служат укреплению и внутренней стабильности государств. Укрепление государств и усиление их роли в экономике вызывает рост конкуренции между ними на международной арене, восхождение одних и падение других.

Вопреки распространенному мнению, в частности высказывавшемуся З. Бжезинским, окончание холодной войны не означало победу США, а, наоборот, означало конец эпохи американской гегемонии и лидерства. Окончание холодной войны не стало «концом истории», а привело к обострению старых и появлению новых конфликтов. В отличие от С. Хантингтона причины грядущих конфликтов Валлерстайн видит не в цивилизационных, а в экономических факторах. Так, он полагает, что уже в начале XXI века можно ожидать вызовов или даже прямых нападений государств бедного и отсталого Юга на богатый Север, а также захватнических войн между самими государствами Юга. Но самая главная угроза, которая может исходить от периферии по отношению к ядру мир-системы, - массовая миграция населения с Юга на Север. Современный пролетариат – население стран Юга – хочет не уничтожить капитализм, а жить при капитализме. Поскольку это невозможно на его родине, масса мигрантов из Африки в Азии стремится в благополучные страны Севера. Этот исход уже начался, и он повлечет за собой различные негативные последствия.

Безостановочная миграция будет оказывать отрицательное воздействие на рынок труда развитых стран. Выходцы из стран третьего мира станут быстро растущим резервом дешевой рабочей силы, что повлечет за собой рост безработицы и снизит заработную плату основной массы трудящихся. Все это неизбежно спровоцирует конфликты между коренным населением и мигрантами, имеющими более низкий уровень образования. Наплыв выходцев из стран Юга, неспособных полностью интегрироваться в западное общество, подтолкнет часть вчерашних мигрантов на криминальный путь. Рост уголовной преступности, конфликты национального, социального и религиозного характера повлекут за собой увеличение расходов на обеспечение безопасности. Перераспределение ресурсов из сферы общественного производства и социальных услуг в сферу охраны общественного порядка негативно скажется на уровне жизни основной части населения.

Валлерстайн предполагает, что нестабильными будут отношения внутри ядра мир-системы. Экономическая конкуренция выявляет в ней три основных центра силы – США, Японию и объединенную Европу. Но в дальнейшем неизбежно объединение США и Японии в один блок, имеющий антиевропейскую направленность. Неизбежным считает Валлерстайн и использование этим блоком Китая для расширения своих возможностей в конкурентной борьбе с европейскими странами. В этой ситуации противовесом альянсу США с Японией и Китаем может стать создание российско-европейского блока. Россия снова будет востребована в ее традиционной роли – центра геополитического и военного могущества.

Обозримое будущее, по крайней мере до середины XXI века, Валлерстайн видит в мрачных тонах: конфликты, кризисы на периферии и в центре мир-системы неизбежны, пока существует капиталистическая мир-экономика. Неомарксизм в лице Валлерстайна далек от социального оптимизма, который был характерен для К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Но у Валлерстайна можно найти суждения и выводы, схожие с классическим марксизмом. Так, он сохраняет веру в возможность революционного переустройства мира, правда, относя ее к неопределенно далекому будущему и считая, что она будет обусловлена появлением новых антисистемных сил, способных бросить вызов господствующей капиталистической мир-экономике.

Главным понятием разработанной Валлерстайном концепции является мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве. История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей. Тем самым Валлерстайн оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.

Главной особенностью мир-системного подхода является выделение единиц больших, чем отдельное общество, что роднит его с "цивилизационным подходом". Но в основу выделения этих образований мир-системники (по крайней мере на начальных этапах развития этого подхода) клали не культуру, а экономику, что сближало их с материалистическим пониманием истории. Главное в мир-системном подходе: развитие мира-системы как целого, а не суммы развитий отдельных стран или цивилизаций. Если посмотреть с этой точки зрения, обнаружится, что одно и то же развитие принесло одним народам богатство, другим - нищету; то, что для одних стран стало взлетом, для других обернулось упадком, и без одного не было бы другого. Это невозможно увидеть, если считать единственными субъектами истории социально-исторические организмы - тогда видны только "опережение" и "отставание", обусловленные какими-то непонятными второстепенными причинами. Мир-системный подход открывает путь к пониманию развития как противоречивого процесса, в целом - вопреки Валлерстайну - прогрессивного.

Вывод

Мировых систем теория. - Американский ученый И. Валлерстайн на основе мир-системного подхода следующим образом интерпретировал социальную историю. Он выделил три типа исторических систем. Мини-система характерна для первобытного общества и является аналогом рода или племени. Затем наступает время мир-систем двух типов. Для миров-империй характерно доминирование развитого военно-бюрократического класса, перераспределительный способ производства и доминирование сельского хозяйства. И, наконец, мир-экономику отличает капиталистический способ производства. Ученый определил три цикла мировой капиталистической гегемонии, каждый из которых включает три фазы: мировая война, гегемония одной из великих держав и, наконец, её упадок. За четыреста лет сменились голландский, британский и американский циклы гегемонии. Валлерстайн предложил теорию мировых систем, основанную на трехзвенной иерархической структуре: ядро - полупериферия - периферия. В период становления капитализма выделялось несколько экономически мощных держав, не способных в одиночку осуществлять политический мировой контроль. Формирование единого рынка стало возможным благодаря конкуренции товаров множества государств. В период структурной перестройки мировой экономики и соответствующей трансформации политической карты изменения происходят за счет «полупериферии». Из неё одни страны переходят на верхнюю ступень (ядро), другие деградируют до состояния периферии. Наложив трехзвенную модель на «длинные волны» развития мирового хозяйства (циклы Кондратьева) Валлерстайн выявил перемещение мирового «ядра» за последние двести лет. Центр тяжести мировой экономики сместился из Великобритании в Германию и далее в период «глобальной цивилизации» на восток в США. В современном мире «ядро» продолжает дрейфовать на американский запад в Калифорнию, т. е. К Азиатско-Тихоокеанскому региону. Теория Валлерстайна доказала ошибочность взгляда на мировую историю как единую поступательную траекторию, которую рано или поздно должны пройти все страны.

В продолжение темы:
Бренды

Роль ФССП заключается в контроле выполнений условий постановлений, актов суда. Отдел с приставами присутствует абсолютно в любом субъекте России. Обратиться в него может любой...

Новые статьи
/
Популярные