Российский рынок экологических услуг проблемы и перспективы. Формирование рынка экологических услуг
Рынок в экономике - понятие очень широкое. Многие воспринимают его как синоним базара (привоза), ограничивая примитивной куплей-продажей товаров и оставляя в стороне даже услуги. Экономисты нередко совершенно справедливо говорят о нескольких рынках: товаров, включая сюда природные ресурсы, услуг, труда и капитала. И хотя В. Даль однозначно утверждал: на рынке ума не купишь, это всемирное торжчще включает в себя и обмен знаниями, идеями, материализованными в патенте, лицензии, а иногда и не защищенные ничем, кроме авторского права. Интеллектуальная собственность хотя и почти беззащитна в наши дни (особенно в бывшем СССР), но имеет очень высокую рыночную цену. Недаром существует промышленный шпионаж.
Ныне рынок можно определить как глобальный взаимовыгодный конкурентный обмен всем, представляющим экономическую, экологическую и социальную ценность. Этот обмен нередко приобретает политическую окраску, но именно она его искажает (например, в случае продажи оружия) и сужает (товары «двойного назначения») и от этого в конечном итоге страдает все человечество. Именно поэтому не существует «капиталистического» или «социалистического», «регулируемого» или «нерегулируемого» рынка. Определения лежат в иной плоскости - открытого или административно ограниченного рынка. Человечеству выгоден свободный, разумно направляемый рынок, эгоистичным общественным группам - грубо «регулируемый».
Множество рыночных ценностей можно классифицировать по-разному. Говорят о рынках сельскохозяйственной и промышленной продукции. В последнее время зашла речь и о специфическом «экологическом» рынке, или рынке экологических услуг - обмене всем, что улучшает среду жизни людей, экономит природно-ресурсный потенциал. Это действительно особый рыночный срез, особая классификационная группа. Рынок товаров, услуг и т. д. - политэкономический взгляд. Сельскохозяйственный, промышленный, транспортный рынок - утилитарно-экономическая классификация. Экологический рынок - составляющая иного ряда: социально-утилитарного и культурного, того, что облегчает людям жизнь, сохраняет их здоровье, указывает человечеству перспективу его выживания в условиях глобального экологического кризиса.
В сферу экологического бизнеса и рынка попадает восемь направлений хозяйственной и социальной деятельности общества: 1 - измерительная и контрольная техника, 2 - ресурсосберегающие технологии и техника, 3 - использование вторичных ресурсов, 4 - экологическое воспроизводство и планирование, 5 - воспроизводство человека, 6 - рекреация, 7 - экологическое обучение и 8 - демографическая регуляция. Первое из них - это производство так называемой «экологической» техники - приборов и устройств, позволяющих контролировать среду жизни, очищать выбросы предприятий, кондиционировать воздух в помещениях и т. д. Не менее широкое поле деятельности - разработка конкурентоспособных ресурсосберегающих и средощадящих технологий и техники. В некоторых случаях обновление основных средств производства приводит к лучшему использованию ресурсов и сохранению среды жизни. Этот процесс ускоряют путем принятия строгих законов по охране среды жизни, налоговой политикой, направленной на те же цели. Стимулом служит право на продажу выделенных предприятиям лимитов на загрязнение, а также сертификация продукции своеобразным знаком экологического качества (в Германии это «Голубой ангел»). В 1991 г. Экологический союз бывшего СССР получил свидетельство на аналогичный товарный знак «Белый лотос». Такой знак дает преимущество в конкурентной борьбе на свободном насыщенном рынке.
Расширяется использование вторичных природных и материальных ресурсов, включая отходы хозяйства (промышленные, муниципальные и сельские). В некоторых случаях вторичные ресурсы становятся основным сырьем, экономя силы, средства и энергию. Многое сулит расширенная эксплуатация рекреационных ресурсов в широком понимании термина (курортных, ресурсов туризма - национального и международного, музейно-культурных объектов, местного отдыха, спортивно-оздоровительных и др.). В отдыхе вне угнетающей повседневной среды нуждаются все люди, и эта потребность с урбанизацией нашей жизни все время растет.
Остро необходимо создание благоприятной природной среды для жизни людей и функционирования хозяйства. Экологическое воспроизводство - одна из насущных целей общества. Без такого воспроизводства немыслимо хозяйственное развитие. Это направление включает экономное и полное использование природных ресурсов и мероприятия по сохранению экологического баланса (см. главу 5). Наконец, необходимо целенаправленное формирование качества ближайшей среды жизни человека - природной и социальной, среды сохранения его здоровья, всего комплекса воспроизводства человека, в том числе и как трудового ресурса, отвечающего требованиям времени. Воспроизводство человека включает значительный комплекс мер - от жилищного строительства до производства продуктов питания.
Особым срезом экологических услуг можно считать экологическое обучение - воспитание, просвещение, специальное образование и пропаганду. Одновременно это своеобразный бизнес государства, получающего широко экологически мыслящих людей.
Рынок экологических услуг завершает комплекс демографического планирования. Это общественная услуга на перспективу. В реальных условиях она включает общее сдерживание роста населения, его осторожное, вдумчивое перераспределение, национальное и культурное развитие и ряд других существенных задач, тесно связанных с воспроизводством человека, удовлетворением его нужд (см. главу 7).
В рамках каждого из перечисленных направлений деятельности возникает относительно самостоятельная рыночная сфера - идей, патентов, ресурсов, товаров, труда и услуг, конечно, капитала. В связи с резким ухудшением экологической ситуации в мире, в отдельных странах и регионах, по прогнозам, развитие этих сфер будет идти ускоренными темпами. Немецкие специалисты предполагают, что к концу текущего десятилетия рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике и обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники*.
ассимиляционный экологический ресурс животный
Экологический рынок - это подчиненная законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируется спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения. Продукция природоохранного назначения - это товары (работы и услуги производственного и непроизводственного характера), использование которых обеспечивает охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов. В общем виде экологическая продукция может быть определена как искусственно воспроизводимая окружающая природная среда или отдельные ее элементы.
Пока не существует общепринятой международной классификации экологического рынка. В разных странах в это понятие входит различная продукция.
Например, по определению Европейской комиссии, экологические отрасли - это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению, ограничению или исправлению экологического ущерба, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды.
В настоящее время список услуг, предлагаемых на экологическом рынке Российской Федерации неуклонно расширяется.
Среди экологических услуг, пользующихся наибольшим спросом в России следует отметить следующие:
- · анализы воды, воздуха, почв;
- · аналитические работы - шум, вибрация, микроклимат, электромагнитные излучения, освещенность, радиация
- · аттестация рабочих мест по условиям труда
- · аэрозольная съемка атмосферного воздуха
- · биологические изыскания
- · водоподготовка, водоснабжение, водоотведение
- · захоронение отходов
- · экологическая инвентаризация, в т.ч. инвентаризация источников загрязнения
- · ливневые очистные сооружения - модернизация, проектирование, реконструкция, строительство
- · разработка и обоснование лимитов природопользования
- · разработка нормативов лимитов образования и размещения отходов
- · экологическое образование и повышение квалификации
- · экологические обследования
- · ОВОС - проведение работ, разработка раздела проектов.
- · ООС (охрана окружающей среды) - проведение работ, разработка раздела проектов
- · уничтожение, утилизация отходов
- · оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования
- · очистка дна и акватории водоемов
- · строительство, модернизация, реконструкция и проектирование очистных сооружений
- · экологическая паспортизация
- · разработка проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС)
- · проектирование полигонов ТБО
- · разработка, производство, поставки и наладка экологических приборов и оборудования
- · разработка экологического программного обеспечения
- · экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов
- · радиационный контроль сырья, стройматериалов, продукции
- · разрешения на выбросы, разрешения на сбросы, разрешения на размещение отходов
- · разработка проектов санитарно-защитных зоны (СЗЗ)
- · экологическая сертификация, в том числе ИСО, оформление сертификатов
- · страхование экологических рисков
- · экологический аудит
- · разработка экологической политики
- · экологический мониторинг
Это далеко не полный перечень экологических услуг, присутствующих на рынке. Этот перечень постоянно расширяется.
На 2007 год рынок экологических услуг в России окончательно еще не сформировался. Активно формируется как нормативно-правовая база, так и номенклатура экологических услуг.
Наиболее распространены в России такие экологические услуги, как очистка промышленных и бытовых стоков, переработка и утилизация твердых промышленных и бытовых отходов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза; производство приборов для контроля состояния окружающей среды и т.д.
Спрос на эти услуги постоянно возрастает. Одновременно с этим возрастает и предложение на рынке экологических услуг, в том числе неуклонно возрастает количество организаций, предлагающих широкий спектр экологических услуг. Однако не всегда, организации оказывающие подобные услуги, в своей деятельности полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством. Поэтому необходимо постоянное совершенствование механизмов контроля за деятельностью организаций, работающих на Российском рынке экологических услуг. Без этого, на наш взгляд, практически неосуществима задача сохранения благоприятного качества окружающей среды.
На сегодняшний день сложно сказать, когда именно завершатся процессы формирования рынка экологических услуг в России. Однако очевидно, что становление рынка экологических услуг в России вступило в завершающую фазу, о чем свидетельствует почти полное соответствие перечня экологических услуг, оказываемых в России аналогичному перечню развитых стран запада.
В заключении следует отметить, что проблемы сохранения окружающей среды уже давно перешагнули национальные границы и их решение возможно только путем объединения усилий всего мирового сообщества. Это несомненно относится и к рынку экологических услуг в России, который должен развиваться в тесном взаимодействии с международным экологическим рынком.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства все больше связано с понятиями «экологические работы и услуги», «рынок экологических работ и услуг», их развитием и применением. Этого требует общество, которое повышает требования к качеству жизни, составной частью которого является качество окружающей среды. Рынок экологических работ и услуг определяет процесс экологизации экономики. Такой процесс невозможен без прямого регулирования государством деятельности бизнес-сектора, формирующего рынок экологических услуг.
Достаточно непросто сегодня определить в отечественной экономике направления бизнеса, которые можно было бы отнести к рынку экологических услуг. В зарубежной предпринимательской деятельности экологическая сфера работ и услуг (рынок экологических услуг) включает: предприятия, занимающиеся вопросами сохранения биоразнообразия; предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды и т.п.); предприятия с природосберегающими технологиями (переработка отходов, производство товаров с экологической маркировкой); предприятия, занятые в благоустройстве территорий; предприятия, занятые в информационном экобизнесе. Система статистики, видимо, определяет ежегодный объем их доходов и называет его объемом экологических работ и услуг. Работа подобных организаций регулируется государством, а потому в каждом государстве разработаны механизмы их финансовой поддержки, поскольку все эти предприятия или пытаются сохранить само биоразнообразие (одно из направлений, определяющих благоприятную окружающую среду) или производят товары для сохранения благоприятной экологической среды. В России механизмы финансовой поддержки предприятий, чья деятельность связана с охраной окружающей среды, практически не развиты. Отсутствие государственного интереса к этой сфере выражается, прежде всего, в низком уровне бюджетного целевого финансирования охраны окружающей среды - финансирование большинства природоохранных мероприятий производится производственными предприятиями. Системы защиты окружающей среды в субъектах РФ нет, обоснования мероприятий в части уменьшения воздействий на окружающую среду отсутствуют. Фактически все «целевые программы» субъектов РФ направлены на «освоение» бюджетных средств, латание самых «ярких дыр» в этой сфере безопасности жизнедеятельности. Ценность природных ресурсов и экологических услуг не представлена ни на каком финансовом уровне, не отражена ни в микро- ни в макроэкономических показателях развития страны. Экологические платежи, которые должны носить компенсационный характер, растворяются в общем бюджете государства и не направляются на ликвидацию экологического ущерба (в т.ч. накопленного). А государство все время «изыскивает» средства для «поддержания» окружающей среды. Рынок экологических услуг, должен стать эффективным механизмом регулирования взаимоотношений производителя и потребителя (государства, бизнеса, населения и пр.). Но рынок экологических услуг во многом зависит от политики государства. Рынок экологических услуг - регулируемый рынок. Для видов деятельности предприятий – участников рынка необходимого лицензирование (аккредитация, выдача разрешений и пр.) деятельности в области оказания экологических услуг. Рынок экологических услуг призван установить уровень цен экологических услуг, заставить государство оценить стоимость природных ресурсов, в том числе чистой воды, чистого воздуха, чистой земли и пр. Рынок должен привести к системному подходу в законодательстве, в направлениях, связанных с сохранением и/или восстановлением окружающей среды, благоприятной окружающей среды для народонаселения нашей страны. Основными функциями рынка экологических услуг должны быть следующие: разработка ряда законов (стандартов, правил), определяющих требования к работе предприятий и организаций, входящих в рынок экологических услуг; ценообразование экологических услуг, работ и продукции; прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах и работах, а также продукции предприятий этой отрасли деятельности; применение методов экономического и иного стимулирования предприятий в части повышения экологической безопасности, побуждение производителя к минимизации экологического ущерба; проведение государственной политики, стимулирующей внедрение наилучших технологий, техники, направленных на рациональное природопользование, получение экономической выгоды в результате применения технологий, обеспечивающих наибольшую защиту окружающей среды. повышение экологического образования. Проанализируем направления деятельности, которые могут войти в понятие «рынок экологических услуг», попробуем определить, что, в конце концов, препятствует его образованию и что можно сделать для того, чтобы он функционировал. Предприятия, которые занимаются вопросами сохранения биоразнообразия - в основном эти организации формируются по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы, животный и растительный мир и т. д.). Их работа связана со сбором и обработкой информации, разработкой экологических ограничений и регламентацией в области природопользования, анализом и прогнозом деятельности природопользователей, осуществлением экологического мониторинга и др. Они функционируют в значительной мере по заказам государственных органов. Финансируются в основном государством. Для работы каждого из таких предприятий необходимо узкоспециальное экологическое законодательство. Сложности возникают в том, что системы в сохранении биоразнообразия ни в мире, ни в нашей стране нет. Поэтому все работы, которые ведутся в этом направлении – разрозненны и не имеют системного обоснования. Думается, что создание таких систем – крайне далекая перспектива. К таким направлениям можно отнести и предприятия, осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, восстановление сельскохозяйственных угодий, восстановление (сохранение) водных объектов и т.д.). Сюда же можно отнести предприятия, занимающиеся благоустройством и озеленением территорий. Пересечение с другими направлениями – в том, что само биоразнообразие частично зависит от загрязнения окружающей среды. Но совершенно очевидно, что сохранение биоразнообразия зависит в основном от распространения браконьерства, сознательного уничтожения природной среды ради развития техногенной сферы. Давайте эти направления выделим отдельно, отнесем к «друзьям» рынка экологических услуг. К рынку экологических работ и услуг отнесем все-таки технологические и технические направления, те направления, которые связаны с уменьшением техногенного воздействия на природу, здоровье человека и всё, что связано с такими направлениями деятельности. Предприятия, специализирующиеся на производстве природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологий, природосберегающей продукции – это – промышленные предприятия, которые невозможно привести к единой классификации по видам экономической деятельности. Однако очевидно, что чем ближе наша страна приблизится к «развитым» странам, тем больше она будет обращать внимание на сохранение окружающей среды, тем быстрее будут развиваться эти направления деятельности. Без продукции и работ таких предприятий не достичь экологически благоприятной среды. Деятельность этих предприятий прямо зависит от специальных направлений экологического законодательства. Сложности в создании единого законодательства в этих направлениях деятельности состоит в определении требований к технике и технологиям, с помощью которых можно достигнуть нормативных показателей в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, образования отходов производства. Такие предприятия и их направления деятельности сегодня законодательно не отнесены к экологическим направлениям развития. Скорее – это направления деятельности сегодня регулируются законодательством в области технического регулирования. Поэтому такие предприятия и их виды деятельности пока только косвенно можно отнести к рынку экологических работ и услуг. Однако это безусловно «партнеры» рынка. В экологическом законодательстве не определены очень многие необходимые понятия. Это серьезный пробел в законодательстве. Например, понятия «природосберегающая продукция» и «экологически чистая продукция» пока до конца не определены, законодательно не закреплены. Видимо, направления технического регулирования надо законодательно «пересечь» с экологическим законодательством (хотя бы в части экологического нормирования, ряда понятий), разработать показатели, дающие льготы по налогообложению в области экологической безопасности. Тогда появится смысл отнесения данных предприятий к рынку экологических работ и услуг. Предприятия, внедряющие наилучшие технологии, близки предыдущему направлению, но отличаются от него законодательством. Сегодня это направление – только декларация, поскольку нет четкого понимания – в чем одни технологии должны быть лучше других, нет законодательно закрепленных льгот в налогообложении для тех, кто хочет внедрить конкретные технологии, уменьшающие воздействие на окружающую среду. Проекты законов, которые сегодня рассматриваются (связанные с отходами производства и потребления, нормирования, платы за негативное воздействие на окружающую среду), видимо, дадут определение «наилучшие технологии». Тогда будет понятно их место в рынке экологических услуг. Пока их можно также отнести к «партнерам» рынка. Предприятия, чья деятельность связана со снижением антропогенного воздействия на окружающую среду , например, использование, переработка и обезвреживание отходов в результате хозяйственной деятельности (не включая сжигание с целью получения энергии). Такие предприятия можно отнести и к рынку и к «партнерам» рынка экологических работ и услуг. Без подобных предприятий инфраструктура рынка не будет завершенной. Такие предприятия очень тесно связаны с рынком экологических услуг - рынок для них может «собирать» (предоставлять) эти вторичные ресурсы. «Партнеры» рынка – поскольку их деятельность не полностью связана с этими направлениями работ. Это, например, металлургические предприятия, стекольные, целлюлозобумажные, переработки пластмасс и др. Такие предприятия отмечены в экологическом законодательстве (например, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») как связанные с обращением с отходами. Но сегодня «использование отходов» исключено из лицензирования в данной области деятельности (отметим, что «переработка отходов» никогда не входила в область лицензирования и понятие «обращение с отходами», оно «сливалось» с понятием «использование»), с чем согласимся в полном объеме. Что касается «обезвреживания отходов», это множество очень специфичных, но совершенно различных направлений деятельности, технологий. К ним невозможно применить одни и те же законодательные требования, кроме самых общих – «преобразование отходов из 1-2 класса опасности в 3-4 с целью дальнейшего использования или размещения». Таким образом, для предприятий, занимающихся использованием и обезвреживанием отходов, тоже нет внятного законодательства, определяющего правила и принципы их деятельности, в том числе, дающего какие-либо льготы в «экологической» части налогообложения. Такое законодательство должно быть разработано, поскольку эти предприятия работают в области снижения воздействия на окружающую среду, используют отходы в производственных целях, тем самым, уменьшая потребление первичных ресурсов (т.е. сохраняя недра) и заменяя их вторичными. Отметим, что отменять лицензирование в области обезвреживания отходов (исключая сжигание с целью получения энергии) нельзя, поскольку эти виды деятельности должны регулироваться государством – ведь речь идет о чрезвычайно вредных отходах. Предприятия, которые связаны с обезвреживанием отходов: сжигание с целью получения электроэнергии (тепловой энергии), размещение отходов, предприятия, занимающиеся сбором отходов (любых), сортировкой и выделением «вторичного сырья», предприятия, транспортирующие отходы – это конкретные представители рынка экологических услуг. К сожалению, эти виды деятельности вообще законодательно не закреплены (за исключением некоторых требований к объектам размещения отходов). В нашей стране мусоросжигающих заводов - единицы. Они сжигают в основном ТБО и практически только для своих нужд. Продавать полученную энергию сегодня нерентабельно. Размещение отходов в нашей стране началось задолго до того, как были разработаны хотя бы какие-то законодательные требования к местам размещения, поэтому большинство мест размещения не соответствуют этим требованиям и их необходимо уничтожить, чтобы хоть как-то обезвредить их воздействие на землю и грунтовые (а, возможно, и подземные) воды образовавшимся фильтратом. До сих пор не разработаны законодательные акты для сбора отходов. Сегодня в разных субъектах РФ начинают появляться организации, восстанавливающие сбор у населения вторичного сырья. Эти работы незаконны, так же как и сортировка ТБО и извлечение «полезных» продуктов – вторичного сырья – для продажи предприятиям, которые их используют в своем производстве. Законодательно не определены никакие «шаги» на этом рынке. Совершенно очевидно, что для сбора отходов обязательно контролирующее законодательство. Не могут эти виды деятельности развиваться хаотично, как сегодня. Пусть это будут Саморегулируемые организации. Они хотя бы смогут разработать правила (стандарты) деятельности на этой части рынка. Определят ценообразование, узаконят продажу вторсырья. Предприятия, транспортирующие отходы, вообще выведены из лицензирования и не введены ни в какие другие контролирующие рамки. Совершенно очевидно, что этот вид деятельности должен быть контролируем. Пусть это также будут СРО. Они разработают правила (стандарты) для транспортирования отходов, будут контролировать размещение отходов, отвечать за необразование новых несанкционированных свалок и т.д. Конечно, для этих видов деятельности государством должно быть определено кроме основного законодательства, льготное налогообложение в части платы за загрязнение окружающей среды. Организации, оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности – также представители рынка экологических услуг. К экологическим услугам можно отнести инвентаризацию источников загрязнения (воздух, вода, отходы), разработку ПДВ, ПДС (НДС), ПНООЛР, ВСВ, ВСС и т.д. для любых промышленных предприятий, консультационные услуги в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, информационные экологические услуги, экологический аудит, медико-экологический аудит, независимая экологическая экспертиза (в т.ч. общественная экспертиза). Сегодня эти виды услуг вообще никак не обозначены в законодательстве. Первые два направления должны выполнять сами предприятия. Однако в 99,9% случаев привлекают сторонние организации – сами предприятия не имеют квалифицированных экологов в штате. Поскольку все экологические услуги сегодня оказываются на добровольной основе – по мере необходимости, то сегодня не определена необходимая квалификация исполнителей (кроме основного образования, которое не является обязательным) и требования к выполнению этих услуг. Поэтому также очевидно, что единственным контрольным органом в данных направлениях деятельности могут быть тоже саморегулируемые организации в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Однако без общей государственной политики, общего законодательства не обойтись. Экологический менеджмент – это направление, которое не относится непосредственно к рынку экологических услуг, однако может содействовать общему экологическому «оздоровлению» в стране. И еще одно из направлений деятельности, которое не относится прямо к рынку, но без которого невозможно его функционирование – образовательная деятельность – дополнительное профессиональное образование, от которого прямо зависит квалификация персонала, осуществляющего услуги на экологическом рынке. Пожалуй, мы определили направления деятельности, которые могут относиться к рынку экологических услуг, а также способствовать его развитию. На рис. 1 представлены предприятия, которые относятся к нему.
Рис. 1. Предприятия, составляющие рынок экологических услуг, а также «друзья» и «партнеры» рынка Итоги Создание рынка экологических услуг необходимо. Разрозненность действий в этом направлении приводит к экономическим проблемам, неразрешимым в условиях отсутствия рынка. Отсутствие необходимых законов приводит к нерешительности законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ в отношении создания системы экологических программ, обоснований мероприятий. Отсутствие экологического воспитания, экологической культуры, достаточного уровня экологического образования приводит к непониманию требований в области сохранения экологического благополучия населения страны. Рынок экологических услуг должен решить эти вопросы. _____________________________________________________ Нормативы качества окружающей среды в настоящее время разрабатываются. Показатели нормативов – и есть требования к такой технике и технологиям. Возможно, именно эти требования и будут определять понятие «наилучшие технологии», но пока таких определений просто нет. 2 Понятно, что разница заключается в уменьшении возможного воздействия на окружающую среду, но конкретного законодательства в этом направлении нет.Ирина Георгиевна Орлова, к.х.н.,
генеральный директор,
СРО НП «ЭМАС»,
Аннотация
С.Н. Новоселов
В статье предпринята попытка теоретически обосновать целесообразность выделения отдельной научной категории «рынок экологических услуг». Дано определение экологических услуг и их рынка. На отдельных примерах, преимущественно из зарубежного опыта доказывается перспективность данного рынка в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы его формирования и развития в отечественных условиях.
Ключевые слова: рынок услуг, экологические услуги, экологическое предпринимательство.
В числе глобальных вызов современности сегодня Российская Федерация стоит перед еще одним, с одной стороны,- касающимся каждого из нас, а с другой - находящимся практически вне более или менее серьезного комплексного научного осмысления. Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг, который, тем не менее, до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий, ни объектом рассмотрения экономистов, экологов, политиков.
Зарождением данного вида рынка в нашей стране принято считать конец 80-х годов прошлого столетия, когда мир может быть впервые столкнулся с последствиями национальной экологической катастрофы. Именно эта трагедия стала импульсом развития т.н. экологического предпринимательства, де юре в нашей стране вроде как и не существующем.
Уже давно назрела необходимость признания (юридического, политического, научного, экономического и пр.) отдельно существующего со своими специфическими чертами и характеристиками, отличной от общего предпринимательства конъюнктуры, динамики, адресно направленности, значения наконец, экологического предпринимательства, которое с одной стороны, функционирует в русле общих предпринимательских тенденций, характерных для национальной и региональных экономики, а с другой,- является сугубо специфической его частью. Можно спорить о степени ее самостоятельности, либо об этапах данного выделения, но уже сегодня считается бесспорным научным фактом наличие весьма значительных его отличий.
Данное направление впервые было отмечено в числе основных в Программе Правительства Российской Федерации об углублении экономических реформ еще в 1992 году. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения .
Следует говорить о безусловной самостоятельности индустрии, включающей самый широкий спектр товарной продукции (промышленные установки, реагенты, приборы, технологии, включая информационные и т.д.) и услуг.
К сожалению, организационно-экономический механизм функционирующий для данного направления деятельности не может учитывать имеющуюся специфику, что крайне негативно отражается на ее эффективности .
В этой связи актуальной видится разработка и создание такого механизма, который в полной мере соответствовал задачам системы экологического предпринимательства в целом и учитывал национальные и экономические интересы всех участников данного рынка. При этом уместно напомнить, что еще одной специфической характеристикой экологического предпринимательства и рынка экологических товаров и услуг является чрезвычайно широкий круг задействованных в нем субъектов. Отмечается, что основная масса средств должна аккумулироваться на региональном уровне. Именно там экологически ориентированные предприниматели находят свой основной рынок сбыта и именно там сконцентрированы основные потенциальные потребители их продукции .
Диалектика взаимосвязи рынка услуг вообще и рынка экологических услуг сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо очевидного вхождения последнего в состав общего рынка товаров и услуг, следует отметить и редко отмечаемое обстоятельство. Динамично развивающаяся во всем мире и в том числе и в нашей стране сфера услуг является одним из наиболее сильных источников загрязнения окружающей среды. Именно с этой точки зрения можно говорить о взаимовключении названных рынков и о чрезвычайно важном их взаимовлиянии. И это не только вопрос приоритетов или флюгерности политических лозунгов относительно экономико-экологических (или эколого-экономических?) взаимоотношений. Это вопрос чрезвычайной общечеловеческой, а в конечном итоге и экономической важности и злободневности.
Отсутствие официальной статистики, характеризующей динамику отечественного рынка экологических товаров и услуг, делает анализ динамики его развития делом сложным, а прогноз его развития- зачастую неблагодарным. Тем не менее по отдельным косвенным признакам можно судить о его развитии. Уже в 1991 г. имелось свыше 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, при этом 40% их числа занимались предоставлением различных посреднических услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. В начале 1992 г. здесь функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где было занято 28 тыс. работающих. Рынок экологических работ и услуг обеспечивал ряд коммерческих банков, в том числе - Поволжский банк охраны окружающей среды («Экобанк-Волга»), «Экопромбанк» (г. Пермь), созданный в 1994 г. Акционерный национальный банк охраны окружающей среды «Эконацбанк»; функционируют совместные предприятия, а также специализированные биржи .
К данному рынку следует отнести и многих крупных российских производителей, которые в своей деятельности придерживаются принципа ее экологичности.
Существует связь и между качеством продукции и качеством окружающей среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе производства), тем выше и качество окружающей среды. В этой связи возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании .
При осуществлении выбора товаров и услуг необходимо руководствоваться следующим принципом: экологически более чистый продукт должен быть доступен в том месте, где кто-либо обычно делает покупки, а цена на экологически чистый продукт может быть даже выше, чем на более загрязненный .
В этой связи введение маркировки товаров экоэтикеткой должно поощрять промышленность разрабатывать и производить продукцию, которая имеет пониженное вредное воздействие на окружающую среду. Растущая популярность экологической маркировки свидетельствует о повышении спроса на экологически чистую и безопасную для здоровья продукцию. Экомаркировка существует по тому или иному критерию: степени годности к вторичной переработке, способности к саморазложению. В целом доля товаров с экомаркировкой на рынке редко превышает 20% .
Следует отметить и еще один насколько важный, настолько и неразработанный аспект затронутой проблемы. С точки зрения экологической политики и практики реализации природоохранных мероприятий сертификация экологичных продуктов, товаров, услуг, технологий и др. представляет собой реальный инструмент и рычаг экологизации промышленного, сельскохозяйственного производства, транспортного сектора и всех сфер потребления, включая торговлю. Производители рассматривают сертификацию как едва ли не единственное средство расширения рынка, укрепления позиций в конкурентной борьбе, одного факторов, оказывающих позитивное воздействие на возможности сбыта продукции предприятий-производителей, на улучшение имиджа предприятия.
Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства. В одной только Канаде действует свыше 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работает более 110 тыс. человек. В Японии с 1988 года действует специальный экспертный совет по экологическому бизнесу. Данная сфера экономики включает: предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды), предприятия с природосберегающей технологией (переработка отходов, гелиоэнергетические установки, производство товаров с экологической маркировкой), а также предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды и информационному экобизнесу. Деятельность министерства внешней торговли и промышленности Японии в содействии развития природоохранной техники способствует проведению исследований спроса на оборудование, оказывает поддержку в международной конкуренции по производству очистного оборудования .
Следует указать и на то, что в развитых странах уделяется внимание выравниванию требований экологического законодательства, воздействующих на структуру товарных потоков и направления инвестирования.
Развитие рынка любого товарного или территориального сегмента невозможно без соответствующего развития инфраструктуры, которая в нашем случае может быть представлена несколькими самостоятельными направлениями, включающими: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а также предоставление экологических услуг.
В современной экономической литературе нет единого мнения относительно определения «экологическая услуга». Однако наиболее близким по смыслу, отражающим сущность экологической услуги как услуги особого вида, можно назвать следующее определение: услуги экологического характера - это мероприятия, осуществляемые различными организациями (учреждениями) на коммерческой, договорной или безвозмездной основе по реализации природоохранной деятельности для сторонних объектов .
К экологическим услугам принято относить следующие виды услуг:
- экологическое страхование;
- экологический аудит;
- экологический менеджмент.
При этом, разумеется, только этими, пусть и чрезвычайно важными направлениями, круг экологических услуг не ограничивается, и экологические услуги понятие более сложное и разноплановое. Так, развитие экологических услуг характеризуется появлением различных видов услуг, включающих экологическую сертификацию, экологическое лицензирование, экологический маркетинг, утилизацию твердых бытовых отходов, экотуризм, отчасти аграрный туризм и др. В настоящее время развитие исследуемых услуг выступает как одно из направлений развития экономики с вполне определенным коммерческим результатом и с безусловно важным социальным значением.
Более того, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства напрямую связано с приоритетными направлениями предоставления экологических услуг, что определено повышением требований к качеству жизни, составной частью чего является качество окружающей среды, как результирующей процесса экологизации экономики. Последний невозможен без прямого регулирования, а то и вмешательства государства в деятельность организаций рыночного сектора, формирующих рынок экологических услуг.
Таким образом, с учетом устоявшихся определений и имеющейся специфики, сущность экологических услуг характеризуется удовлетворением специфических потребностей и взаимосвязана с общественным благом, ресурсами совместного применения.
В результате рынок экологических услуг можно рассматривать в качестве организационно-экономического механизма, обеспечивающего согласованность интересов производителей, потребителей, предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в области оказания экологических услуг и общества, государства, а также их различного рода объединений в области рационального использования общественных благ и природных ресурсов совместного потребления.
Основными функциями рынка экологических услуг являются следующие:
- цена на производимую продукцию (услугу) устанавливается в соответствии с издержками предприятий и затратами на восстановление окружающей природной среды, на экологическую услугу, на проведение требуемых или запланированных и утвержденных экологических мероприятий;
- прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах;
- формирование системы эффективного распределения ограниченных ресурсов различных видов;
- создание конкурентной среды между товаропроизводителями;
- применение методов стимулирования по снижению затрат, повышению качества производимой продукции со следованием вектору нарастающей экологизации с ориентиром на конечную цель- повышение экологической безопасности;
- проведение политики, стимулирующей внедрение инновационных технологий, техники, т.е. внедрения достижений научно-технического прогресса, направленных на рациональное природопользование.
При этом рынок экологических услуг имеет следующие положительные моменты:
- побуждение производителя к минимизации экологического ущерба,
- эффективное распределение ограниченных ресурсов,
- получение экономической выгоды в результате применения технологии, обеспечивающей наибольшую защиту окружающей природной среды,
-наличие способности к быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
Следовательно, рынок экологических услуг, выступая в качестве эффективного механизма регулирования взаимоотношений производителя и потребителя, зависит от деятельности государства, представляющего интересы населения страны, ориентированной на использование административных, экономических методов или их сочетания.
Являясь регулируемым рынком, рынок экологических услуг имеет ряд отличий от свободного рынка:
- наличие ограниченного числа участников сделок в результате проведения необходимого лицензирования деятельности в области оказания экологических услуг;
- ограничение доступа к информации, что способствует необходимому соблюдению технологических регламентов, сохранению коммерческой тайны;
- наличие предприятий монополистов, отраслей, имеющих большое значение для развития национальной экономики, что безусловно оказывает влияние на уровень цен, складывающихся на рынке экологических услуг.
Среди проблем развития рынка экологических услуг можно выделить:
- наличие экологического кризиса глобального характера, что обусловлено развитием промышленного производства, увеличением степени антропогенного воздействия на биосферу;
- имеющиеся несовпадения (зачастую весьма острые) глобальных и локальных выгод.
Проблему устранения вышеуказанных трудностей следует решать на международном уровне в связи со сложностью международных политико-экономических отношений, усиливающимися процессами интеграции и кооперации, глобализации. Эффективное функционирование рынка экологических услуг зависит от единого подхода всех стран к окружающей среде на планете, ее защите от антропогенного воздействия. При этом особое внимание должно быть обращено на реализацию концептуальных положений, включающих установление единых правил «поведения» субъектов (отдельных государств), гармонизацию экономического развития внутри мирового сообщества, выработку принципиально новых политических подходов к урегулированию взаимоотношений между странами.
Обобщая вышесказанное, выделим факторы, препятствующие развитию рынка экологических услуг в Российской Федерации:
- отсутствие направлений и разработок мероприятий, включаемых в правительственную экологическую программу;
- хаотичность действий в процессе реализации проводимой экономической политики;
- наличие барьеров со стороны органов власти на региональном и муниципальном уровнях;
- несогласованность интересов и несовпадение целей субъектов, задействованных на данном рынке;
- отсутствие единой налоговой системы по сборам, штрафам;
- существование недостаточного числа учебных центров для подготовки специалистов;
- контурность, недостаточная проработка, декларативность нормативно-правовой базы в области экологического страхования, аудита и др.;
- отсутствие высокоразвитой экологической культуры производства и общества.
Таким образом, в настоящее время развитие рынка экологических услуг имеет огромные перспективы. Так, наряду с основными видами экологических услуг (экологический аудит, экологическое страхование, экологический менеджмент и утилизация отходов), появляются и другие виды деятельности: торговля квотами. Последнее направление - это совершенно новый мировой рынок, спрос на «продукцию» которого характеризуется значительными величинами.
По оценкам немецких специалистов, в ближайшее десятилетие рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники. Они выделяют такие направления экотехники, как очистка коммунальных стоков, санирование старых свалок и промышленных объектов, очистка газов промышленных предприятий и тепловых электростанций, подготовка питьевой воды, а также рынок вторичных ресурсов и рекреационных услуг .
Развитие и функционирование рыночной системы требует наличия соответствующей рынку инфраструктуры, включающей коммерческие банки, подразделяемые на инвестиционные, ипотечные, отраслевые, инвестиционные компании, биржи, страховые компании, торговые дома, рекламные агентства, учебно-научно- консалтинговые центры, общественные объединения, союзы, ассоциации и посреднические многопрофильные фирмы.
Повышение темпов экономического развития, интенсификации, мобильности и маневренных возможностей всего хозяйства страны напрямую зависит от высокоразвитой, оптимально сформированной и технически оснащенной инфраструктуры. Следовательно, на государство, учитывающего современный уровень формирования и развития рынка экологических услуг, возложена обязанность по инфраструктурному обеспечению этого рынка.
Фирмы, оказывающие экологические услуги, в рамках развития рыночной инфраструктуры призваны играть роль системного интегратора интересов различных секторов экономики: реального, финансового, государственного.
Функционирование всех участников рынка экологических услуг возможно только на основе соблюдения баланса их экологических интересов, что и должно рассматриваться как основной принцип его развития.
Литература:
- 1.Лукьянчиков, H.H. Экономика и организация природопользования [Текст]/ Н.Н.Лукьянчиков, И.Потравный.- М. ЮНИТИ- ДАНА, 2002.- 454 с.
2.О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Текст]: Указ Президента Российской Федерации № 236 от 4 февраля 1994 г.//Российская газета.- 1994, 9 февр.- С.1.
3.Перелет, Р. Международные аспекты в формировании экологического предпринимательства и переход к устойчивому развитию [Текст]/ Р.Перелет//Экология. Экономика. Бизнес. (Эколого-экономические аспекты устойчивого развития).- М., 1995.- С. 152-166.
4.Тихомиров, Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы [Текст]/ Н.П.Тихомиров.- М.: Экология, 1992. - 239 с.
5.Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент [Текст]/ Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер.- СПб.: Питер, 2003.-544 с.
6.Серов, Г.П. Экологический аудит [Текст]/ Г.П.Серов.- М.: Экзамен, 1999.-448 с.
7.Арент, К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства [Текст]/ К.П.Арент.- М.: Московский Государственный Университет природопользования, 2001.- 176с.
АННОТАЦИЯ
В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы, связанные с контролем негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и с реализацией рыночных механизмов, обеспечивающих такое снижение.
Учебное пособие является электронной версией книги:
Коваленко В.И., Кузнецов Л.М.
Исследование рынка экологических услуг: Учебное. пособие. –
СПб.: СПбГИЭУ, 2007. - 170 с.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БИЗНЕСА
1.1. Формирование рынка экологических услуг
1.2. Виды экологических услуг
1.3. Экологизация международных отношений и массового
сознания
1.4. Концепция устойчивого развития
1.5. Основные противоречия концепции устойчивого развития
1.6. Экологическая политика как фактор международной
конкурентоспособности государств
Вопросы дл самоконтроля
2. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА
РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
2.1. Экологическая доктрина Российской Федерации
2.2. Положения Закона РФ «Об охране окружающей среды»
2.3. Положения Закона РФ «Об экологической экспертизе»
2.4. Экологический контроль
2.5. Экологическая сертификация
Вопросы для самоконтроля
3. ЭКОЛОГИЯ И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
3.1. Инструменты экологической политики
3.1.1. Административно-контрольные инструменты
3.1.2. Экономические инструменты
3.1.3 Инструменты морально-этического воздействия и
убеждения
3.2. Эволюция инструментов экологической политики
3.3. Экологизация налоговых систем
3.4. Выбор и принятие природоохранных решений
3.4.1. Оценка экологических результатов проектов
3.4.2. Рыночные методы оценки экологических результатов
проектов
3.4.3. Количественные методы оценки экономического ущерба
от загрязнения окружающей среды
Вопросы для самоконтроля
4. Основные виды услуг на экологическом рынке РФ
4.1. Анализы воды, воздуха, почв
4.2. Проведение аттестации рабочих мест
4.3. Услуги по захоронению и хранению отходов
4.4. Лимиты природопользования
4.5. Составление паспорта опасного отхода
4.6. Экологический аудит
4.7. Экологическая сертификация
4.8. Экологическое страхование
Вопросы для самоконтроля
5. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РФ
5.1. Финансирование экологических программ и планов
5.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
5.3. Природно-ресурсные платежи
5.4. Состояние экологической политики в России
5.4 Затраты на охрану окружающей среды
Вопросы для самоконтроля
6. Информационное обеспечение рынка экологических услуг
Вопросы для самоконтроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рост численности населения планеты и технический прогресс неминуемо ведут к загрязнению окружающей среды, которое к началу XXI столетия достигло глобальных масштабов.
В связи с этим особую актуальность в современном мире приобрели вопросы охраны окружающей среды. Под термином «охрана окружающей среды» в широком смысле подразумевают комплекс мер, предназначенных для ограничения негативного влияния человеческой деятельности на живую и неживую природу.
Такими мерами в частности могут являться:
Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с
целью улучшения общей экологической обстановки;
Создание заповедников, заказников и национальных
парков с целью сохранения природных комплексов;
Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения
определённых видов;
Ограничение несанкционированного выброса мусора.
Помимо общих перечисленных выше мер по снижению негативной антропогенной нагрузки на окружающую среду существует большое количество законодательных требований и нормативных актов экологической направленности, которые должны быть соблюдены в процессе хозяйственной деятельности. Все это создает пределенные трудности в работе предприятий, так как требует от руководителей и персонала глубоких знаний природоохранного законодательства и для подготовки всей необходимой документации и проведения необходимых работ. Сложившаяся итуация породила на рынке услуг спрос на услуги экологической направленности. В свою очередь, это привело к возникновению многочисленных организаций, способных квалифицированно и в короткие сроки подготовить всю необходимую по закону природоохранную документацию, обеспечить экологическое сопровождение деятельности предприятий и организаций.
Таким образом, произошло формирование рынка экологических услуг – одного из самых молодых из существующих рынков. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает силы, особенно в развитых странах. Эксперты оценивают мировой рынок экологических товаров как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долларов) и один из самых динамично растущих. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40 % мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Ситуация на рынке экологических услуг изменяется под влиянием спроса, который в свою очередь, зависит от общей экономической обстановки, экологической конъюнктуры и испытывает регулирующее воздействие государства. Успешное развитие рынка экологических услуг, его масштаб и наполнение зависят от государственного воздействия на природопользователей с целью соблюдения ими природоохранных требований. В связи с этим сегодня крайне важно изучение реально существующего в мире и, в первую очередь, в России рынка экологических услуг и определение основных направлений его развития. Сегодня без анализа рынка экологических услуг нельзя представить себе эффективную систему управления качеством окружающей среды, в силу чего основы знаний о рынке экологических услуг и основных тенденциях его развития должны быть заложены при подготовке будущих специалистов- экологов самых разных направлений. В настоящем пособии рассмотрены основные виды экологических услуг, представленных на российском рынке и целый ряд вопросов, непосредственно связанных с рассматриваемой темой.
Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 917.22 КБ ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.