Облигации госзайма ссср. Что такое ОФЗ (облигации федерального займа)
В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.
Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.
Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:
серия I - через год от даты выпуска, 14 мая 1994 г.
серия II - через 3 года от даты выпуска, 14 мая 1996 г.
серия III - через 6 лет от даты выпуска, 14 мая 1999 г.
серия IV - через 10 лет от даты выпуска, 14 мая 2003 г.
серия V - через 15 лет от даты выпуска, 14 мая 2008 г.
Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.
Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).
Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.
Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.
Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.
За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.
В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.
Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.
К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).
Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.
Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.
Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.
Еще по теме 9.2.6. :
- 9.2.6. Облигации внутреннего государственного валютного займа
- Облигации внутреннего государственного валютного займа
- Облигации внутреннего государственного валютного займа
- Облигации государственного внутреннего валютного облигационного займа (ОГВВЗ)
- Облигации Республиканского внутреннего займа РФ 1991 года
- Государственные ценные бумаги: ГКО, ОГВВЗ, облигации госуд-о сберегательного займа СБ РФ.
- ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ ФОНДОВОЙ БИРЖИ РТС НА РУБЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ ГОРОДСКОГО ВНУТРЕННЕГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА г. МОСКВЫ
- Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ)
- Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
- Облигации федерального займа с переменным купонным доходом
- Фьючерсные контракты на государственные облигации Великобритании и казначейские облигации США
- Глава 3. Продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -
Гарантирующие безусловное право держателя в установленный срок получить от государства их номинальную стоимость либо имущественный эквивалент.
Возможен доход по облигациям госзайма в форме:
- скидки при продаже (дисконта);
- процента от продажной стоимости.
Законодательство РФ специально не регламентирует понятие и правила обращения облигаций госзаймов. По отношению к ним справедливо общее определение облигаций ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Правила 39-ФЗ распространяются на все выпущенные в России ценные бумаги независимо от эмитента.
Цели эмиссии облигаций госзайма
Выпуск обусловлен решением специфических задач, например:
- покрытие бюджетного дефицита;
- кассовых разрывов;
- изыскание средств для погашения внешней государственной задолженности;
- привлечение финансовых ресурсов для проектного финансирования.
Эмиссия облигаций госзайма является подспорьем для урегулирования:
- денежной массы;
- инфляции;
- курса валют;
- доходности по иным ценным бумагам;
- распределения капиталов по финансовым рынкам.
Привлекательность облигаций государственного займа
Доходность долговых ценных бумаг гораздо выше, чем у депозитов. Однако их покупка всегда сопряжена с риском невозвращения.
Поскольку облигации федерального займа гарантированны всем государственным имуществом, они считаются более надежными, нежели выпущенные другими эмитентами.
Дополнительным стимулом для инвесторов являются . По общему правилу доход по таким облигациям налогами не облагается.
Облигации федерального займа
Являются купонными, предусматривают выплату процентного дохода равными частями каждые полгода. Возможно применение фиксированной либо переменной (например, средневзвешенной) купонной ставки. Выплата денег сопровождается отрезанием купона.
Основная сумма займа по ОФЗ погашается в конце срока. Ряд выпусков предусматривал периодическое частичное погашение номинала.
Эмитентом гособлигаций выступает Минфин.
По строку выпуска облигации могут быть:
- краткосрочными, выпущенными с целью упразднения кассовых разрывов;
- средне- и долгосрочными, эмитированными для покрытия переходящего бюджетного дефицита.
Некоторые виды облигаций госзаймов, существовавшие в РФ
- Краткосрочные бескупонные облигации. Реализовывались с дисконтом. Обслуживались Центробанком. Имели бездокументарную форму.
- Облигации сберегательных займов на предъявителя эмитировались в 1995 – 1998 годах в документарной форме. Имели срок погашения до 2 лет.
- Облигации внутреннего валютного займа были выпущены для расчета по долгам Внешэкономбанка СССР. Погашение третьего транша облигаций так и не было произведено. Сумма задолженности по ним оставляет порядка 5,5 млн. долл.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.
Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.
Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:
Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.
Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).
Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.
Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.
Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.
За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.
В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.
Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.
К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).
Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.
Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.
Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.
Золотые сертификаты
Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов были выпущены золотые сертификаты.
Первый выпуск золотых сертификатов находился в обращении с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат являлся именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Министерство финансов гарантировало доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 тонн золота, депонированных Министерством финансов в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.
Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Министерством финансов.
На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи золотых сертификатов юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г золота.
Начисление и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились Министерством финансов ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.
В целом первый выпуск золотых сертификатов оказался не очень популярным из-за его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.
Погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами. Поэтому была размещена лишь незначительная часть эмиссии (с начала октября 1993 г. было продано к концу того же года всего 10% общей суммы эмиссии). Основными покупателями стали банки "Менатеп", "Российский кредит", "Промстройбанк", а также "АвтоВАЗ".
Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал. Это был самый вялотекущий сектор рынка государственных ценных бумаг.
Главная цель появления новых ценных бумаг - получение дополнительного дохода государством и покрытие дефицита бюджета.
Эмитентом может выступать не только коммерческая организация. Полное право выпускать ценные бумаги имеет и государство. Выпуск облигаций федерального займа позволяет покрыть дефицит бюджета или реализовать какой-либо проект. Проще говоря, эмитируя облигации, государство берет в долг у граждан и компаний и обещает вернуть его с процентами.
Как работают ОФЗ
ОФЗ России - это, прежде всего, ценные бумаги на предъявителя. Как и другие облигации, они имеют номинальную и фактическую стоимость, позволяют получать постоянный доход. Уровень этого дохода определяет Минфин.
Облигации федерального займа надежнее тех, что были выпущены коммерческими организациями, хотя риск не исключен. Типичный пример - советские ценные бумаги, которые потеряли ценность (наряду с деньгами) с развалом СССР, и ваучеры. Последние, впрочем, принесли немалую прибыль отдельным инвесторам.
В отличие от приобретения других ценных бумаг, покупка ОФЗ гарантирует прибыль физическому лицу. Кроме того, как и при банковском вкладе, государство обязуется погасить их через несколько лет. «Срок действия» такой ценной бумаги - от 1 года до 30 лет. Но вам необязательно ждать: вы можете продать облигации федерального займа любому физическому или юридическому лицу по рыночной цене.
Как и где купить ОФЗ (облигации федерального займа) физическому лицу?
Варианта два:
- Покупка через брокера. Вы можете купить облигации точно так же, как и любые другие ценные бумаги. И продать - никаких ограничений нет.
- Открытие ИИС. Индивидуальный инвестиционный счет можно открыть в банке. Он обещает принести не только процент от суммы вклада, но и дополнительные деньги в виде налогового вычета. Это 13% от суммы (с учетом уплаченных вами налогов за последний год) или от дохода по облигациям.
В первом случае вы получаете свободу и возможность распоряжаться облигациями так, как сами того хотите. Во втором - дополнительные деньги.
Какую прибыль принесут государственные облигации?
Если вы рассчитываете на хорошие процентные выплаты (купон), вы разочаруетесь. Текущие ставки доходности по облигациям федерального займа России фактически не превышают проценты по банковским вкладам. И, соответственно, инфляцию. Вы можете рассчитывать на 6-7%, не больше.
Тем не менее, доход есть. Ставку доходности по ОФЗ фиксируют на год, и вы можете получать деньги один раз в 6 месяцев. При этом неважно, как долго вы хранили облигации: купив их за несколько дней до выплаты купона, вы сможете рассчитывать на доход за полгода в полном объеме.
Еще один источник дохода - покупка-продажа. Облигациями федерального займа можно торговать, как обычными ценными бумагами. Цена - рыночная и может изменяться со временем. Облигации могут падать в цене ниже номинала. Это еще одна возможность заработать деньги (например, если вы рассчитываете продержать ценные бумаги до окончания срока).
Кроме того, при открытии ИИС вы получаете налоговый вычет. Максимум - 52000 рублей (13% от суммы взноса (не более 1 000 000 рублей) при условии, что эти деньги вы выплатили в качестве налогов). Такой вычет можно получать каждый год.
Стоит ли вкладывать покупать облигации федерального займа? Их плюсы и минусы
Как видите, большой доходности облигации федерального займа не обещают, если не считать налоговых вычетов и прибыли с продажи. Их стоит покупать, если вы подыскиваете альтернативу вкладу. Это неплохой вариант: государство надежнее компании и банка. Но торговать облигациями с высокой прибылью (от 30-40% от стоимости) вряд ли получится.
*Историческая справка : облигации государственного займа выпускались в СССР с 1922 по 1982 год. Они были трех видов:
- натуральные - выпускались для привлечения наличных денег, государство осуществляло их выкуп за продукты;
- выигрышные - в них содержалась информация о выигрыше;
- процентные - держатель этих бумаг получал проценты на свой вклад.
В тяжелые времена многие государства, в том числе и страна Советов, широко использовали практику краткосрочного займа средств у своих граждан. В отличие от акций, проценты по ценным бумагам выплачивались определенный срок, а затем населению возвращали их полную номинальную стоимость.
То есть по сути облигации должны были приносить гражданам солидную прибыль. Однако за все годы существования СССР долги населению по госзаймам полностью так ни разу и не были выплачены. Исключение составляют лишь облигации 1971 и 1982 г.
История выпуска облигаций
Первая серия государственных ценных бумаг в Стране Советов вышла в 1922 г. В те годы народное хозяйство после гражданской войны было полностью разрушено. Все попытки советского правительства получить займы за границей окончились полным провалом. Именно поэтому в стране долгие годы использовались в основном внутренние займы в виде облигаций у населения.
Условия их выпуска напрямую зависели от задач, которые стояли перед государством. Выпускались оборонные, народнохозяйственные, займы на постройку конкретных объектов и пр.
Всю историю выпуска облигаций в СССР можно разделить на 5 этапов:
- 1922-1927 гг. – после гражданской войны страна приступила к восстановлению полностью разрушенной экономики;
- 1927-1941 гг. – период индустриализации; вновь понадобились деньги на развитие тяжелой индустрии, новых отраслей промышленности, освоение востока, и, в связи с тяжелым международным положением, на укрепление обороноспособности;
- 1942-1946 гг. – цена успеха в ВОВ была очень высока: страна работала только на оборонную промышленность; в числе мер, укрепляющих доход бюджета, были и госзаймы; только в 1942 г. подписная сумма в 10 млрд. была превышена всего за два дня;
- 1946-1957 гг. – восстановление разрушенного хозяйства после Великой Отечественной войны;
- 1957-1989 гг. – вливание в бюджет свободных денежных масс населения.
Восстановление экономики после 1922 года
С 1922 по 1927 г. было выпущено 4 краткосрочных (на период меньше года), 7 среднесрочных и 5 долгосрочных (свыше 5 лет) госзаймов. Первоначально они погашались только продуктами. Вместе с первыми 16-ю займами были выпущены 3 свободно обращающихся крестьянских выигрышных облигаций, исчисляющихся в золотых рублях.
В 30-е годы правительство развернуло мощную агитационную компанию для продажи самых разных видов займов. Хотя считались они добровольными, каждый гражданин обязан был отдать не менее 2-3 заработных плат в год на их приобретение.
Государство, к сожалению, не интересовало, сколько денег останется у семьи после их покупки. Займы превратили в народный почин: в пример ставились известные писатели и ученые, которые приобретали их с гонораров и госпремий. Простые же люди под влиянием примера иногда жертвовали половину годовой копеечной зарплаты на восстановление экономики.
Причем обещанных выплат по ним так и не произошло. В 1936 г. восьмипроцентные советские облигации, бывшие на руках у населения, принудительно заставили обменять на трехпроцентные с отсрочкой аж на 20 лет.
Облигации в послевоенный период
После войны население обнищало. Но в 1946-1957 гг. государство в принудительном порядке вновь заставило граждан выкупить все 7 тиражей, погашение которых планировалось лишь через 20-26 лет. Доходы по ним в виде выигрышей до 1957 г. все же выплачивались, однако цена таких выигрышей была незначительной, так как велась без учета инфляции по первоначальной стоимости. Розыгрыши облигаций публиковались в газетах в виде таблиц. Затем выпуск их значительно сократился, вместе с ним полностью прекратились и всяческие выплаты.
В 1957 г. наступили строки платежей по займам 1927 г., однако Совет Министров вновь решил продлить выплату платежей еще на 20 лет. Чуть лучше обстояли дела в 1948-1957 годах. Выкупать их у населения стали с 1971 г.
Облигации 1982 года
Гражданам, которые приобрели ценные бумаги по государственному выигрышному госзайму 1982 г., все же выплатили их номинальную стоимость. Но расчет был произведен уже Российской Федерацией, ставшей провоприемницей СССР. Сбербанк
России принял все долговые обязательства по облигациям 1982 г., и населению стали выплачивать долги.
Обмен на деньги велся до октября 1993 г. по цене чуть выше номинала (за облигацию стоимостью 100 руб. выплачивали 160 руб.). Однако из-за высокой инфляции обмен был слишком неравноценным. Займ 1982 г. также можно было обменять (но, к счастью, уже в добровольном порядке) на выигрышные облигации 1992 г.
После 90-х правительство РФ несколько раз также пыталось выпустить государственные займы, однако большого спроса ни у населения, ни у инвесторов они не имели. Сегодня любые виды облигации, в том числе и 1982 г. интересны лишь коллекционерам.
Коллекционные облигации СССР
Вкладывать деньги в такие бумаги выгодно: цены на них ежегодно растут, особенно на облигации первых выпусков, и со временем они превращаются в раритеты.
Продать старые облигации можно на аукционах или сайтах. Сколько стоят старые облигации страны Советов? Их цена варьируется от пары сотен до нескольких тысяч рублей в зависимости от серии и года выпуска. Большое значение имеет и изображение, нанесенное на такие коллекционные бумаги: стоимость редких экземпляров, выпущенных небольшими партиями, выше.
Более поздние облигации, выпущенные в 1982 г., стоят гораздо меньше. Однако торопиться продавать их не стоит. Считается, что держатели облигаций 1982 г. могут добиться выплат по ним и в наше время. Так, Европейский суд обязал вернуть гражданину Лобанову 37150 EUR за ценные бумаги 1982 г. выпуска.