Начисляется ли транспортный налог при конкурсном производстве. Какой размер ндс при банкротстве

Д.И. Ряховский , проректор по качеству и прогрессивным технологиям Института экономики и антикризисного управления, докт. экон. наук, доцент

А.В. Коцюба , магистрант программы «Налоговая и финансовая политика» Института экономики и антикризисного управления, арбитражный управляющий

Законодательство о банкротстве постоянно совершенствуется. Соответственно, меняется и система уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности.

При реализации имущества должников, признанных банкротами, с 1 октября 2011 года НДС исчисляется и уплачивается в бюджет покупателями указанного имущества, поскольку с указанной даты именно покупатели признаются налоговыми агентами по НДС. Новые правила введены Федеральным законом от 27.07.2011 № 245-ФЗ и закреплены в пункте 4.1 статьи 161 НК РФ.

По новым правилам при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с российским законодательством банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества.

В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны расчетным методом исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых доходов и уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации имущества банкрота с учетом НДС.

Таким образом, новые правила предусматривают следующий порядок действий покупателя, приобретающего имущество банкрота.

Исходя из цены реализуемого имущества с учетом налога, определяется налоговая база по НДС. Сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом или статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Например, цена реализации имущества банкрота составляет 16 800 400 руб., следовательно, налоговая база равна 16 800 400 руб.

Расчетным методом вычисляется сумма НДС для уплаты в бюджет. В этом случае, согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ, налоговая база умножается на расчетную ставку 18/118 или 10/110. Исходя из условий примера, сумма НДС составит 2 562 772,88 руб. (16 800 400 руб. х 18/118).

Исчисленная сумма НДС удерживается из выплачиваемых доходов и уплачивается в бюджет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами – покупателями имущества должников, признанных банкротами. Согласно пункту 3 той же статьи, уплату исчисленного НДС налоговые агенты производят по месту своего нахождения.

Следует сказать, что пунктом 4 статьи 174 НК РФ установлен особый порядок уплаты НДС при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В соответствии с данным порядком уплата налога производится налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств указанным налогоплательщикам. В иных случаях уплата НДС в бюджет налоговым агентом производится в порядке, установленном абзацем 1 пункта 1 статьи 174 НК РФ, за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, при уплате НДС налоговым агентом по приобретенному имуществу должников, признанных банкротами, необходимо руководствоваться указанной выше нормой Налогового кодекса РФ.

Хотя у арбитражных управляющих все время возникает вопрос, правомерно ли вообще удержание НДС с выручки от реализации имущества, входящего в конкурсную массу?

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2009 № 03-07-11/155, при выполнении арбитражными (конкурсными) управляющими обязанностей налоговых агентов права должников и их кредиторов не нарушаются, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.

Но совсем недавно в правомерности такого подхода усомнился Президиум ВАС РФ (постановление от 21.06.2011 № 439/11). Рассмотрев дело, в котором конкурсный управляющий перечислил в бюджет НДС с выручки от реализации имущества, бывшего предметом залога, с чем категорически не согласился залоговый кредитор (банк), ВАС РФ сделал следующие выводы.

Первый – возложение обязанности по уплате НДС на организации и предпринимателей, реализующих имущество должника, нарушало положения Закона о банкротстве. НДС в таком случае должен уплачивать сам должник как налогоплательщик в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ. При этом обязательные платежи в бюджет уплачиваются с соблюдением очередности, установленной Законом о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве требование об уплате указанных платежей относится к четвертой очереди. Преимущественное удовлетворение требования об уплате НДС недопустимо.

Второй – реализуемое имущество являлось предметом залога, и при выделении и уплате НДС арбитражным управляющим нарушались права залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в установленной пропорции, которая определяется исходя из всей вырученной от продажи заложенного имущества суммы. Основание – пункт 2 статьи 138 Закона о банкротстве.

Внесенные в НК РФ изменения, действующие с 1 октября 2011 года, не решили проблему, озвученную в упомянутом постановлении ВАС РФ. НДС по-прежнему будет уплачиваться из выручки от реализации имущества, составляющего конкурсную массу, а значит, будут нарушаться положения Закона о банкротстве.

Ситуация даже изменилась в худшую сторону: если ранее положения главы 21 НК РФ предусматривали предъявление НДС дополнительно к рыночной стоимости имущества, теперь сумма налога определяется покупателем расчетным путем и удерживается из доходов, зачисляемых на расчетный счет должника. И довод Минфина России о том, что права должников-банкротов и их кредиторов не нарушаются, представляется еще более сомнительным.

Но доказывать свою правоту тем и другим, видимо, по-прежнему придется в суде. Только теперь организации и индивидуальные предприниматели, уполномоченные реализовать имущество должников-банкротов, не будут ответственны за преимущественное удовлетворение требований об уплате НДС в нарушение Закона о банкротстве.

Во-первых, организация-банкрот может перейти на упрощенную систему налогообложения (нормативной базой не установлены ограничения для такого перехода). Так как процедура конкурсного производства, как правило, проходит не в один налоговый период, организация-банкрот вправе написать с 1 октября по 30 ноября заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и с 1 января, применяя упрощенную систему налогообложения, продавать конкурсную массу без налога на добавленную стоимость.

Во-вторых, организация-банкрот может получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. Тогда конкурсная масса также будет реализована без НДС.

В-третьих, реализацию конкурсной массы производить физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Однако при использовании этого варианта возникают определенные вопросы, связанные со сложностью участия этих лиц в электронных торгах.

В перечисленных трех ситуациях при реализации конкурсной массы не возникает обязанности по уплате НДС ни у продавца, ни у покупателя. Правда, такие пути подойдут не всем организациям-банкротам. Применение «упрощенки» накладывает существенные ограничения на размер выручки (для организации-банкрота конкурсная масса не должна стоить более 60 млн руб. или реализация конкурсной массы должна происходить в течение нескольких налоговых периодов) и не позволяет применять механизм переноса убытков на будущее, предусмотренный статьей 283 НК РФ. А НК РФ предусматривает еще меньший размер выручки от реализации – не более 2 млн руб. за каждые три последовательных календарных месяца.

Порядок уплаты налогов в других процедурах банкротства

При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры. С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).

В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).

При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогооблагаемых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть начислен.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ изменил в Законе о банкротстве понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона № 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Уплата налога на доходы физических лиц

При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями статей и Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Уплата пеней

Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения, за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абзаце 3 пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве.

При применении предусмотренной абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

Зададимся непростым вопросом: является ли должник в стадии конкурсного производства плательщиком налогов? Формальный ответ будет положительным, поскольку особенная часть Налогового кодекса не содержит правил, исключавших бы организации, признанные банкротом, из числа плательщиков налогов. Да и сам Закон о банкротстве, оперируя такой категорией как текущие обязательные платежи (платежи, обязанность по уплате которых возникает после возбуждения дела о банкротстве и удовлетворяемые до расчета с реестровыми кредиторами), не исключает из их числа требования об уплате налогов, исчисленных за периоды конкурсного производства.

Правильно ли это?

Отсутствие указанных правил означает, что должник, не способный рассчитаться с кредиторами, продолжает признаваться субъектом экономической деятельности, способным генерировать доход, являющийся источником для уплаты налога. Хотя очевидно, что это не так.

В конкурсном производстве в большинстве случаев должниками предпринимательская деятельность не ведется. Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой , с имуществом должника и с приказчиком этого имущества - конкурсным управляющим, задача которого предпринять меры, направленные на формирование массы путем выявления активов должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, осуществить продажу активов по максимально возможной цене.

Обложение имущества должника в конкурсном производстве поимущественными налогами (налогом на имущество, земельным налогом), учет операций по продаже имущества для исчисления налога на прибыль, а также для определения суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, в случае, если ранее при приобретении соответствующих активов НДС, уплаченный продавцу, был заявлен должником в качестве налогового вычета, означает налогообложение конкурсной массы, ее уменьшение на сумму текущих налоговых обязательств вопреки интересам конкурсных кредиторов.

Налог на прибыль будет возникать, поскольку имущество может быть продано по цене выше остаточной стоимости по балансу и сформируется налогооблагаемый доход. Конечно, данный доход будет уменьшен на текущий убыток от реализации прав требований к дебиторам, иного имущества (если цена его продажи оказалась ниже остаточной), на убыток, образуемый при списании задолженности, не реальной ко взысканию и т.д. Вместе с тем ситуации могут быть различны, и несмотря на указанные положения итоговый финансовый результат может оказаться положительный. Безусловно необходимо сделать еще одну оговорку о том, что текущий доход, образуемый в периоде конкурсного производства, может быть погашен на убытки прошлых лет. Но такое погашение возможно при документальной подтвержденности финансово-хозяйственных операций за период формирования убытка (что часто в конкурсном производстве трудно выполнимо в виду ненадлежащего исполнения обязанности по передаче документов бухгалтерского учета арбитражному управляющему), и такое погашение не может привести к уменьшению налога на прибыль более, чем на 50 процентов. Как итог положительный финансовый результат от продажи имущества должника в конкурсном производстве облагается налогом на прибыль. Правильно ли это? Не думаю.

Обложение конкурсной массы означает, на наш взгляд, нарушение таких основных начал налогообложения, закрепленных статьей 3 Налогового кодекса, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.

Реализацию названных начал мы видим в положениях статьи 217 Налогового кодекса для граждан-банкротов, для которых доход от продажи имущества, не признается налогооблагаемым. Для организаций аналогичного решения Налоговый кодекс не предусматривает.

От редакции. Нестабильная ситуация в экономике зачастую приводит хозяйствующие субъекты к банкротству. В общем случае основным признаком банкротства юридического лица является его неспособность реализовать требования кредиторов или обязательства по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Особые признаки и основания для признания банкротом установлены для кредитных организаций, сельхозпредприятий, стратегических организаций, субъектов естественных монополий, предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если организацию признают банкротом, ее руководство должно стремиться к обеспечению минимума отрицательных последствий как для самого должника, так и для кредиторов. В качестве одной из мер по восстановлению платежеспособности должника может быть продажа части его имущества (недвижимости, ценных бумаг, имущественных прав и пр.). Продажа имущества осуществляется в соответствии с планом внешнего управления после проведения инвентаризации. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган могут потребовать проведения оценки имущества, подлежащего реализации.
Поскольку речь идет о реализации имущества, то возникает закономерный вопрос о применении НДС. До 2015 г. нормами НК РФ (п. 4.1 ст. 161) было определено, что при продаже имущества организацией-банкротом обязанность по уплате НДС перекладывалась на плечи покупателя. Он признавался в такой ситуации налоговым агентом, что обязывало его исчислить НДС в общем порядке, уплатить его в бюджет в установленные сроки, после чего у покупателя возникало право на налоговый вычет уплаченной суммы. А сумма, которую покупатель перечислял продавцу за покупку, уменьшалась на сумму НДС. Такой порядок, по сути, "выводил" налог из конкурсной массы и позволял государству получать НДС вне установленной очередности. Напомним, что требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 2 ст. 134 Закона N 127-ФЗ. Согласно этому пункту платежи в бюджет подлежат удовлетворению в четвертую очередь. Получалось, что при уплате НДС не продавцом-банкротом, а покупателем - налоговым агентом налог благополучно преодолевал барьеры первых трех ступеней очередности. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" указал, что такой порядок противоречит Закону о банкротстве и не способствует достижению, в частности, таких целей, как:
- создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты;
- установление справедливого равновесия между конкурирующими интересами, которые затрагиваются в делах о банкротстве.
Не сразу, но Минфину (Письмо от 03.06.2014 N 03-07-15/26520) и налоговой службе (Письмо от 10.07.2014 N ГД-4-3/13426@ "О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества банкротом") пришлось признать сложившуюся судебную практику и дать разъяснения подведомственным инспекциям, обязывающие руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ N 11 при рассмотрении вопросов о целесообразности доначисления НДС в рассматриваемом случае. Позднее законодатель внес устранившие разногласия поправки в НК РФ, которыми следует руководствоваться с 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. в вопросе начисления НДС для тех налогоплательщиков, которые после указанной даты признаны банкротами, произошли важные изменения.
В комментируемом Письме ФНС России от 29.06.2015 N ГД-4-3/11241@ об этом сказано как-то уж чересчур скромно. Мы немного дополним разъяснения налоговиков.

Обязанности нет ни для продавца, ни для покупателя

Для начала напомним, что поправки в порядок обложения НДС были внесены Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Новые нормы начали действовать с 1 января 2015 г. Суть их в следующем.
В п. 2 ст. 146 НК РФ появился пп. 15, в соответствии с которым операции по реализации имущества или имущественных прав должника, признанного в соответствии с законодательством несостоятельным (банкротом), не являются объектом обложения НДС.

От редакции. Из дословного прочтения нормы, указанной в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения НДС действует лишь в отношении реализации имущества и имущественных прав.

Пример 1. Организация-банкрот в рамках конкурсного производства в сентябре 2015 г. реализует станок. На основании проведенной конкурсным управляющим инвентаризации стоимость станка, согласованная с кредиторами, составляет 90 000 руб. Первоначальная стоимость станка - 140 000 руб.
Сумма начисленной линейным методом амортизации в бухгалтерском и налоговом учете - 50 000 руб.
Станок относится к движимому имуществу, которое входит в конкурсную массу. Поскольку балансовая (остаточная) стоимость станка менее 100 000 руб., по решению собрания кредиторов станок оценен без привлечения оценщика (п. 5 ст. 130 Закона N 127-ФЗ) и продается без проведения торгов.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Поэтому до завершения конкурсного производства организация должна отразить факт хозяйственной жизни, связанный с реализацией станка, в регистрах бухгалтерского учета. Сведения о станке на дату принятия к бухгалтерскому учету и о его состоянии на дату передачи другому собственнику организация-банкрот фиксирует в акте приема-передачи основных средств.
Поступления от продажи основных средств относятся к прочим доходам (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н)). Организация-банкрот вправе уменьшить полученный доход от реализации станка на его остаточную стоимость, которая признается прочим расходом (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н)).
Обязанности по начислению НДС с этой реализации у организации-банкрота после 1 января 2015 г. не возникает.
Факт хозяйственной жизни, связанный с реализацией станка, в бухгалтерском учете в сентябре 2015 г. отражается следующими записями:
Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы",
- 90 000 руб. - отражен прочий доход от выбытия станка;
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации",
- 140 000 руб. - отражена первоначальная стоимость проданного станка в составе выбывающих основных средств;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств",
- 50 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств",
- 90 000 руб. (140 000 - 50 000) - списана остаточная стоимость станка.
Так как операция по реализации основного средства не является объектом обложения НДС, при продаже станка необходимо восстановить НДС пропорционально его остаточной стоимости (пп. 2 п. 3, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ):
Дебет 19 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 16 200 руб. (90 000 руб. x 18%) - восстановлена сумма НДС;
Дебет 91-2 Кредит 19
- 16 200 руб. - восстановленная сумма НДС учтена в прочих расходах.
В налоговом учете восстановленная сумма налога в стоимость продаваемого станка не включается, учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Поскольку станок реализован по остаточной стоимости, сальдо прочих доходов и расходов по данной сделке равно нулю.
Что касается покупателя станка, то у него не возникает обязанности по исчислению НДС. Продавцу имущества покупатель должен перечислить 90 000 руб., и эта цена будет у покупателя формировать первоначальную стоимость станка.

Что касается реализации выполненных работ и оказанных услуг должником-банкротом, то о таких операциях в упомянутой норме НК РФ ничего не сказано. А это значит, что они по-прежнему облагаются НДС в общеустановленном порядке. Это (в части оказания услуг) подтверждается и Письмом Минфина России от 19.03.2015 N 03-07-14/14963.

Одновременно утратил силу п. 4.1 ст. 161 НК РФ, которым была установлена обязанность покупателя имущества или имущественных прав (за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) должника, признанного банкротом, уплатить НДС в бюджет в качестве налогового агента.
Таким образом, с начала текущего года исчислять и перечислять в бюджет НДС при реализации имущества компании, признанной в соответствии с законодательством банкротом, не требуется ни продавцом (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), ни покупателем в качестве налогового агента.

Реализация готовой продукции должника без НДС

Не нужно представлять банкротство предприятия как ситуацию, при которой работа компании-банкрота в один миг останавливается, а все имущество раскупают или раздают кредиторам. На самом деле несостоятельность (банкротство) - это всего-навсего признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона N 127-ФЗ).
Довольно часто производство компании-банкрота ни на миг не останавливается, просто решение его дальнейшей судьбы переходит от владельцев бизнеса в другие руки.
Так вот, из Письма Минфина России от 20.03.2015 N 03-07-11/15436 следует, что освобождение от начисления НДС в случае банкротства распространяется и на выпуск текущей продукции организации, признанной банкротом.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ. При этом в п. 2 ст. 146 НК РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС. В этот перечень с 1 января 2015 г. входят и операции по реализации имущества или имущественных прав должника-банкрота.
Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Имущество, в том числе изготовленное в ходе текущей производственной деятельности организаций-должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, при реализации объектом обложения НДС также не является, поскольку в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ особенностей для этого вида имущества не установлено.

И права на возмещение тоже нет

А вот в Письме Минфина России от 23.03.2015 N 03-07-11/15899 чиновники разъяснили, что делать должнику, признанному банкротом, с "входным" НДС.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ, услуг, в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в стоимости таких товаров, работ, услуг в случае их приобретения для производства товаров, работ или услуг, операции по реализации которых не признаются объектом обложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ. Поэтому суммы налога по товарам, работам, услугам, приобретаемым и используемым в ходе текущей производственной деятельности для изготовления имущества, операции по реализации которого не являются объектом обложения НДС, в том числе и на основании пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров, работ или услуг.

От редакции. Проиллюстрируем примером порядок отражения в учете организацией, признанной банкротом, факта приобретения материалов, используемых в текущей производственной деятельности.

Пример 2. Организация, признанная банкротом, в сентябре 2015 г. приобрела запчасти на сумму 59 000 руб., в том числе НДС 18% - 9000 руб. Запчасти необходимы для ремонта оборудования, которое используется для производства продукции, не являющейся объектом обложения НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Факт хозяйственной жизни, связанный с приобретением запчастей, в бухгалтерском учете в сентябре 2015 г. отражается следующими записями:
Дебет 60 Кредит 51
- 59 000 руб. - оплачен счет поставщика запчастей;
Дебет 10, субсчет "Запасные части", Кредит 60
- 50 000 руб. - оприходованы запчасти;
Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - отражена сумма НДС согласно счету-фактуре поставщика.
Поскольку запчасти используются для производства продукции, реализация которой не облагается НДС, суммы этого налога, предъявленные согласно счету-фактуре поставщика, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость запчастей:
Дебет 10, субсчет "Запасные части", Кредит 19
- 9000 руб. - включен в стоимость запчастей НДС.


Соответственно, меняется и система уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве): обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы. В настоящее время в России преобладающее большинство дел о банкротстве рассматривается в соответствии с новой редакцией Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 429-ФЗ.

ВАС РФ упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве

Но практика показывает, что чем больше денег будет направлено на погашение текущих платежей, тем меньше достанется реестровым кредиторам. Потому в процедурах банкротства важно добиться того, чтобы текущие платежи использовались только по прямому назначению, а не для незаконного обогащения тех или иных лиц. Направляя требование о текущем платеже, стоит указать дату возникновения обязательства Лейтмотивом Постановления № 36 является соблюдение очередности текущих платежей и распределение ответственности за ее нарушение.

Задолженность по налогам при банкротстве должника

Также начислены пени и штрафы по НДФЛ. Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд? В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст.

Компания поначалу периодически, а затем стабильно не способна удовлетворять кредиторские требования, включая обязательные выплаты. Рыночная экономика столетиями нарабатывала систему диагностики, контроля и определенной защиты компаний от краха (система банкротства). Подобная неизбежная, по сути, экономическая процедура, отражающая состояние национальной государственной экономики страны - наиболее актуальная проблема для разных государств.

Юридическая помощь в сфере налогообложения

В связи с этим налоговое законодательство России имеет достаточно сложный характер. Нестабильность, п ротиворечивость, наличие многочисленных пробелов, неясностей и неопределенностей в законодательстве о налогах и сборах, порой различная правовая позиция налоговых (финансовых) и судебных органов по спорным вопросам налогообложения, к сожалению, никого не удивляет. Обращение к адвокату, специалисту в области налогового законодательства, позволит избежать многих трудностей и проблем при формировании своих налоговых обязательств как организациям в процессе ведения хозяйственной деятельности, так и гражданам, а в случае возникновения разногласий с налоговыми органами относительно исполнения налоговой обязанности участие адвоката в налоговом процессе обеспечит грамотную защиту прав и законных интересов налогоплательщика в налоговом споре в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Налоговые споры часто возникают по причине различного толкования налогоплательщиками и налоговыми органами действующих норм налогового законодательства.

Очередность выплат при банкротстве

Если заявитель не успел вовремя обратиться с заявлением, его требования могут быть не удовлетворены. Понятия Формирование системы контроля и защиты организаций от финансового краха началось с 1992 года по Указу президента России. В настоящий момент действующим нормативным актом является ФЗ № 127 от 26.10.2002 года. Данный закон определяет порядок проведения процедуры банкротства и очередность выплаты долгов кредиторам. Обычно процесс банкротства инициируют кредиторы после неудачных попыток организации погасить задолженность. В случае если компания имеет большие долги и не в состоянии справиться с ними самостоятельно, то банкротство для них выступает некой защитной реакцией.

Процессом несостоятельности занимается арбитражный управляющий.

Конкурсное производство завершает процесс банкротства коммерческой организации - должника. Арбитражный суд выносит решение о прекращении внешнего управления и открывает процедуру конкурсного производства. Деятельность предприятия прекращается, его имущество продается, а само предприятие признается банкротом и ликвидируется.

Примечание. Внешнее управление - процедура в деле о банкротстве. Применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему. С этого момента руководитель должника - юридического лица отстраняется от должности. Должник обязан в трехдневный срок передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.

В решении суда должна содержаться информация о признании должника банкротом и о последствиях открытия конкурсного производства. Кроме того, суд назначает конкурсного управляющего, устанавливает продолжительность процедуры и сроки представления отчета назначенным управляющим. Конкурсное производство, как правило, длится 6 месяцев, но его срок может увеличиться еще на 6 месяцев. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд.

Цель конкурсного производства - ликвидация предприятия и погашение его задолженности.

Конкурсное производство пошагово

Процедура проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Составить реестр кредиторов и отправить каждому уведомление

Реестр кредиторов составляет конкурсный управляющий и отправляет каждому уведомление о ликвидации организации. Реестр - это единая система записей о кредиторах, которая содержит следующие сведения:

Фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица;

Наименование, место нахождения - для юридического лица;

Банковские реквизиты (при их наличии);

Размер требований кредиторов к должнику;

Очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

Дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

Основания возникновения требований кредиторов;

Информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;

Процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

Дата погашения каждого требования кредиторов;

Основание и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

Типовая форма реестра утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов".

Одновременно управляющий отправляет кредиторам уведомление о ликвидации организации. Сделать это необходимо в письменной форме. С момента получения уведомления в течение двух месяцев у кредитора есть право предъявить требование о невыполнении перед ним обязательства. Требование кредитор должен подкрепить документально. Если кредитор узнает о ликвидации организации уже после истечения этого срока, он может обратиться в суд с исковым заявлением и заявлением о запрете вносить запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

Сведения о ликвидации должны быть опубликованы на сайте ЕФРС и в "Вестнике государственной регистрации". Обязанность публикации установлена ГК РФ, законодатель устанавливает и предельные сроки - три дня с момента принятия решения о закрытии. Объявление размещает сам ликвидатор или доверенные лица. Если объявление не разместить в срок, будут наложены штрафы.

Шаг 3. Передача имущества должника конкурсному управляющему

Руководитель ликвидируемой организации в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязан передать ему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности. Если этого не сделать в срок, руководитель и конкурсный управляющий понесут административную ответственность.

Шаг 4. Инвентаризация имущества

Конкурсный управляющий создает инвентаризационную комиссию и утверждает ее состав приказом. В приказе устанавливаются сроки инвентаризации. В ходе инвентаризации необходимо проверить фактическое наличие ценных бумаг, вложение в ценные бумаги, в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Ценности, не принадлежащие организации и учитываемые на забалансовых счетах, бланки строгой отчетности включаются в отдельные сличительные ведомости.

Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными отражаются на счетах бухгалтерского учета:

Дебет счета

Кредит счета

Хозяйственная операция

10, 41, 43, 50 и др.

Оприходованы излишки имущества

10, 41, 43, 50 и др.

Отражена недостача и порча товарно-материальных ценностей

Отражено списание суммы недостач при отсутствии конкретных виновников, а также суммы, во взыскании которой отказано судом

Отражено списание суммы недостач и потерь от порчи ценностей, признанных виновными лицами, а также суммы, присужденные к взысканию по ней судом

Отражена сумма недостачи объекта основных средств или нематериальных активов

Отражена сумма амортизации по недостающим объектам основных средств или нематериальных активов

Отражена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли

Восстановлен НДС по недостаче имущества, приобретенного с налогом на добавленную стоимость

Шаг 5. Оценка имущества

Для этого конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков. Оценщик представит отчет о стоимости ликвидационного имущества. Услуги по оценке имущества оплачиваются за счет имущества должника, если собрание кредиторов не определило другого источника.

Шаг 6. Истребование дебиторской задолженности у должников организации

В бухгалтерском учете погашение дебиторской задолженности отражается следующим образом:

Дебет счета 51 "Расчетные счета"

Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Шаг 7. Составить реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности

Порядок погашения задолженности законодатель определяет следующим образом.

Вне очереди погашают:

Судебные расходы должника;

Вознаграждения арбитражному управляющему;

Текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

Требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве и до признания должника банкротом, а также возникшие в ходе конкурсного производства;

Задолженность по оплате труда.

В первую очередь выплачиваются компенсации за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсации морального вреда. Затем выходные и авторские вознаграждения. В третью очередь организация рассчитывается по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. Если имущества должника недостаточно, оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

Нарушать очередность погашения требований кредиторов запрещено. Сделка с кредитором с нарушением очередности может быть признана недействительной (Постановление Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 года N 63).

Допускается погашение долгов как в денежной, так и в неденежной форме. Деньги списываются с расчетного счета. Неденежный расчет предполагает продажу имущества.

Расчеты с кредиторами отражаются следующими записями:

Шаг 8. Составить ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс составляет конкурсный управляющий после расчетов с кредиторами. Баланс содержит данные об итогах конкурсного производства: удовлетворенных и оставшихся без удовлетворения. Неудовлетворенные требования отражаются на тех же счетах, на которых они были учтены в промежуточном ликвидационном балансе.

Итог актива ликвидационного баланса равен нулю. Это свидетельствует о том, что у организации-банкрота нет каких-либо средств. В пассиве - требования кредиторов, которые подлежат погашению, и убытки, возникшие до открытия конкурсного производства и за время ликвидации.

Цель ликвидационного баланса - показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс характеризует имущественное и финансовое положение предприятия и отражает величину активов, требований кредиторов, пассива. В нем - результаты рассмотрения требований кредиторов. Это означает, что составить баланс возможно только после закрытия реестра требований кредиторов.

В активе баланса показателей быть не должно, поскольку все имущество либо реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. В пассиве отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

Актив промежуточного баланса формируется в несколько этапов. Сначала убираются статьи, которые отражают не принадлежащее организации-должнику имущество, а также отражающие потерявшую стоимость из-за открытия конкурсного производства. Затем происходит переоценка имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Это необходимо для того, чтобы оценить, какая сумма будет выручена от продажи имущества должника. В заключение в пассиве баланса восстанавливают неучтенные обязательства должника перед кредиторами.

Шаг 9. Подать ликвидационный баланс в арбитражный суд

Арбитражный суд рассматривает отчет и выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

Шаг 10. Представить определение арбитражного суда в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц

На этот шаг у конкурсного управляющего есть всего пять дней. Государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника. С этого момента конкурсное производство считается завершенным.

Налогообложение при конкурсном производстве

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества. Недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, проводимых в электронной форме (п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ). Торги может проводить только организация, имеющая на это право (ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Она составляет договор с собственником вещи и выступает от его или от своего имени (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Поэтому передачу имущества специализированной организации для продажи нельзя считать отчуждением, то есть переходом права собственности на него к иному владельцу. Поэтому бухгалтерский учет арестованного имущества до момента его реализации на торгах ведет организация-должник.

Налоговая база конфискованного или реализуемого по решению суда имущества определяется исходя из его цены. В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. Налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к уплате покупателям соответствующую сумму НДС.

При этом налоговые агенты исчисляют, удерживают у налогоплательщика (должника) и перечисляют в бюджет сумму НДС (п. 1 ст. 24 НК РФ). Счета-фактуры в таком случае составляются также налоговыми агентами. Таким образом, организация-должник самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет НДС не должна, эти обязанности за нее будет выполнять организация, продающая имущество с торгов. Уплатить НДС налоговый агент должен после удовлетворения требований всех кредиторов.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). При этом прибылью признают полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам относят доходы от реализации товаров работ, услуг и имущественных прав.

При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость имущества, а также на расходы, связанные с реализацией (п. 1 ст. 247 НК РФ и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Закон не признает налоговыми агентами по налогу на прибыль специализированную организацию, уполномоченную реализовать имущество российской организации-банкрота.

Таким образом, с прибыли, которая будет получена от реализации недвижимого имущества на торгах, налог на прибыль необходимо уплатить организации-банкроту.

Налог на имущество организаций

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств и в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 1 ст. 374 НК РФ.

Таким образом, недвижимость, переданная специализированной организации для продажи с торгов, продолжает облагаться налогом на имущество у организации-должника вплоть до того момента, пока она не будет продана.

Примечание. Виды финансовой несостоятельности

Финансовую несостоятельность можно разделить на несколько видов:

Реальное банкротство. Предприятие не способно восстановить свою кредитоспособность и выполнить обязательства по платежам.

Техническое банкротство. Просрочки по дебиторской задолженности значительно превышают размеры задолженности кредиторской. При этом сумма активов существенно больше, чем финансовые обязательства предприятия. Грамотное антикризисное управление исправит ошибки.

Умышленное (криминальное) банкротство. Компания искусственно создает несостоятельность. Например, руководство преднамеренно увеличивает неплатежеспособность или заведомо некомпетентно управляет хозяйством. Подобным способом происходит недружественное слияние или поглощение предприятий.

Фиктивное банкротство. Фирма вводит в заблуждение кредиторов ложным объявлением о несостоятельности. Цель такого "трюка" - получить отсрочку по платежам и кредитным обязательствам или добиться уменьшения суммы кредиторской задолженности. Законом такие действия запрещены и уголовно наказуемы.

Какие ошибки приведут к банкротству:

Неэффективное распределение бюджета и непродуманное стратегическое планирование. Если нет системы планирования распределения бюджета, менеджеры фирмы не могут прогнозировать хозяйственную деятельность, не в состоянии составить грамотный баланс между расходами и доходами фирмы. В результате невозможно своевременно сверить фактические результаты с планами компании и не допустить негативных изменений.

Ошибочное формирование стоимости реализуемых товаров и услуг, жесткая конкуренция на рынке. Подобные проблемы возникнут, если предприятие чересчур активно увеличивает собственную долю рынка или внедряет новые услуги и продукты. Как правило, при таких условиях сознательно занижается стоимость продукции. Не исключены ошибки маркетологов при изначальном расчете стоимости производства товара.

Какие факторы учесть, чтобы избежать банкротства:

Объем собственных средств предприятия и готовность кредитных организаций в финансировании фирмы. Если компания имеет слишком малый для нормальной финансовой деятельности уровень оборотных активов, это приведет к нарушению баланса собственного и заемного капитала.

Уровень активов, задействованных в обороте организации, и качество денежного потока. Слишком стремительное и активное расширение предприятия резко снизит уровень задействованных в обороте активов. Чересчур большой объем средств, вложенных в долгосрочные активы, также может стать причиной банкротства.

Рентабельность организации и финансовая устойчивость. Значительное ухудшение финансового состояния может наступить по каким-либо причинам неплатежеспособности.

Конкурентоспособность выпускаемой продукции. Товар не сможет конкурировать на рынке, если цена его необоснованно высока, а качество низкое. Причиной может быть устаревшее оборудование или технический цикл производства.

В продолжение темы:
Бренды

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг. Этот период вошел в историю как «Эпоха застоя». Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С....

Новые статьи
/
Популярные