Компании попадающие под обязательный аудит. Обязательный аудит проводится в случаях
Многие предприниматели интересуются вопросом о том, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Согласно актуальному законодательству, если организация действует первый год и не имеет финансовых показателей отчетности за предыдущий период, она не подлежит обязательному аудиту .
Обязателен ли аудит для ООО
ООО подлежит обязательному аудиту в следующих случаях.
- Объем полученных финансовых средств от реализуемых товаров/услуг превышает 400 000 000 руб. (принимается во внимание год, предшествующий текущему).
- Сумма активов на балансе организации превышает 60 000 000 руб. (состояние на конец года, предшествующего отчетному).
Устав общества с ограниченной ответственностью предполагает установку порядка проведения проверки, включая вид отчетности, который действует на предприятии. Нужен ли аудит, будет зависеть от голосования участников организации и рода ее деятельности.
Профессиональный аудитор проверяет финансовую отчетность предприятия, выступая в роли незаинтересованной стороны, которая не имеет имущественных связей с участниками общества. Это гарантирует объективность проверки и последующего заключения.
Если устав ООО не предполагает выделение финансовых средств на оплату услуг компании-аудитора, все расходы, связанные с проверкой деятельности сторонней организацией, будут возложены на участников, выдвинувших инициативу о проведении обязательного аудита.
Обязателен ли аудит в ООО для организаций, годовой хозяйственный оборот которых менее 250 необлагаемого налогами минимального дохода граждан? Согласно действующему законодательству, такая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года при условии своевременной сдачи бухгалтерской отчетности.
Частота аудиторских проверок зависит от оборота финансовых активов ООО и особенностей деятельности. При уклонениях от проведения обязательного аудита на организацию начисляются штрафные санкции в размере 20 000-30 000. В случае систематических отклонений от проверки финансовых активов предприятия ООО дисквалифицируется на период до одного календарного года.
Основные виды проверки деятельности организации
Аудиторская проверка бывает нескольких видов.
- Полная. В ходе аудита специалисты тщательно изучают первичную бухгалтерскую документацию, включая регистры проведенного аналитического и синтетического учетов.
- Выборочная. Выполняется проверка определенных документов на усмотрение аудитора.
- Комбинированная. Зависит от специфики работы OOO. К примеру, для малого числа операций применяется полная проверка, а для большого — выборочная.
- Фактическая. Предполагает обязательный выезд представителей аудиторской компании на проверяемое ООО.
Кроме вышеперечисленных, существует документальная проверка, которая не предполагает обязательного посещения организации и инвентаризации. Для проведения такого обязательного аудита может использоваться выборочная, полная или комбинированная проверка.
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование "Аудиторское заключение";
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
8) указание даты заключения.
Требования к форме, содержанию , порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 6 определены следующие виды аудиторских заключений: безоговорочно положительное и модифицированное.
Безоговорочно положительное заключение готовится, когда аудитор приходит к мнению о том, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Аудитор может отказаться выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с мнением аудитора это обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:
имеется ограничение объема работы аудитора;
имеется разногласие с руководством относительно:
допустимости выбранной учетной политики;
метода ее применения;
адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтер-ской) отчетности.
Модифицированное аудиторское заключение выдается , если возникли факторы:
не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении для привлечения внимания пользователей к какой- либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой отчетности;
влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.
Модифицированное аудиторское заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора, может быть с оговоркой, отказом от выражения мнения, отрицательным мнением. В любом случае в отдельном параграфе заключения должны быть раскрыты причины его выдачи.
Аудитор модифицирует заключение с факторами, влияющими на мнение аудитора, если имеется хотя бы одно из обстоятельств: ,
ограничение объема аудита - может привести к мнению с оговоркой или отказу от выражения мнения;
разногласие с руководством аудируемого лица относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой отчетности-влечет за собой выражение мнения с оговоркой или отрицательное мнение.
Модифицированное аудиторское заключение может быть:
не влияющим на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;
с оговоркой;
с отказом от выражения мнения;
отрицательное.
Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, когда аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Оно должно содержать формулировку. «За исключением обстоятельств...».
Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой отчетности.
Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством аудируемого лица настолько существенно для финансовой отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой отчетности.
Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за 2016 год в полном объеме, со всеми приложениями. Бухгалтерский учет ведется по обычному плану счетов, без упрощений. Сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн. руб. по состоянию на 31.12.2015. Соответственно, бухгалтерская финансовая отчетность за 2016 год подлежит обязательному аудиту. Организация не провела аудит и ведёт упрощённый учёт (не применяет ПБУ 18/02 и т.д.). ООО не обязано публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Какая ответственность установлена в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены. Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ.
Не установлено прямой ответственности и за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено. Тем не менее, указанные нарушения могут повлечь негативные последствия вследствие непредставления аудиторского заключения, непредставления отдельных форм отчетности в налоговый орган и (или) в орган государственной статистики, представления такой отчетности в неполном или искаженном виде, а также если упрощенные способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов.
Указанные нарушения могут являться основанием для привлечения организации и (или) ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ.
Обоснование вывода:
1. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", далее - Закон N 307-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.
По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью предусмотрена только для обществ, публикующих свою отчетность (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее - Закон N 357-ФЗ) с 1 января 2014 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
В рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности ООО за 2016 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2017 года.
В связи с непредставлением в установленный срок аудиторского заключения организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите письма Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 по делу N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 по делу N 12-824/2012).
Читайте также
Санкция указанной выше статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 рублей.
При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней - это два отдельных нарушения, и штраф может быть взыскан за каждое из них (письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ).
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трёх месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения), то есть в рассматриваемой ситуации - до 31 марта 2018 года.
Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Закон N 402-ФЗ не предусматривает.
2. Относительно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета сообщаем следующее.
Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено отдельным экономическим субъектам ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). В частности, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета разрешено применять организациям, имеющим статус субъекта малого предпринимательства. Для таких организаций также утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 6, п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н), п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее - Информация Минфина)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 Информации Минфина, пункт 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)).
В частности, такие организации могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, п. 3 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", п. 2.1 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" и др.), а также применять упрощенный порядок учета, предусмотренный для таких организаций иными ПБУ (например п. 6.1, п. 15.1 ПБУ 1/2008, п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности").
Однако п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ уточняет, что организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Законодательство также прямо не устанавливает ответственность за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:
занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае представления пересмотренной бухгалтерской отчетности до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ).
Вместе с тем полагаем, что в случае, когда ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов приводит не к искажению статей (строк) бухгалтерской отчетности, а лишь к меньшей степени их детализации, основания для применения ст. 15.11 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается:
отсутствие первичных документов;
или отсутствие счетов-фактур;
или регистров бухгалтерского учета или налогового учета;
систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Имеющаяся судебная практика свидетельствует о наличии рисков возникновения претензий со стороны налоговых органов в случае нарушения экономическим субъектом бухгалтерского законодательства (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3764/2006(23682-А67-40)). Поэтому нельзя исключать претензии налоговых органов в связи с применением организацией упрощенных способов бухгалтерского учета, если такие способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов в целях применения ст. 120 НК РФ.
В соответствии с п. 1.12 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" налоговый орган на основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность, привлекает:
налогоплательщиков-организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101.4 НК РФ;
должностных лиц организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.
Напомним, что в общих случаях годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ):
бухгалтерского баланса;
отчета о финансовых результатах;
приложений к ним.
В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах п. 2, п. 4 Приказа N 66н предусмотрено представление:
отчета об изменениях капитала;
отчета о движении денежных средств;
отчета о целевом использовании средств;
иных приложений (пояснений).
Если бы ООО формировало бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе в соответствии с п. 6.1 Приказа N 66н, оно (и его должностные лица) могло бы быть привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Однако в рассматриваемом случае ООО сформировало и представило бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке в полном объеме форм и показателей, предусмотренных п.п. 1-4 Приказа N 66н, поэтому указанные выше санкции к ООО применены быть не могут.
Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
Энциклопедия решений. Ответственность за и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);
Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
Энциклопедия решений. Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
1. Обязательный аудит - ежегодная
обязательная аудиторская проверка ведения
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организации или
индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в
случаях, если:
4)
организация является государственным
унитарным предприятием, муниципальным
унитарным предприятием, основанным на
праве хозяйственного ведения, если
финансовые показатели его деятельности
соответствуют подпункту 3 пункта 1
настоящей статьи. Для муниципальных
унитарных предприятий законом субъекта
Российской Федерации финансовые
показатели могут быть понижены;
5)
обязательный аудит в отношении этих
организаций или индивидуальных
предпринимателей предусмотрен федеральным
законом.
2. Обязательный аудит
проводится аудиторскими организациями. При
проведении обязательного аудита в
организациях, в уставных (складочных)
капиталах которых доля государственной
собственности или собственности субъекта
Российской Федерации составляет не менее 25
процентов, заключение договоров оказания
аудиторских услуг должно осуществляться по
итогам проведения открытого конкурса.
Порядок проведения таких конкурсов
утверждается Правительством Российской
Федерации.
3. Аудиторская проверка
аудируемых лиц, в финансовой
(бухгалтерской) документации которых
содержатся сведения, составляющие
государственную тайну, может производиться
только аудиторскими организациями, в
уставном (складочном) капитале которых
отсутствует доля, принадлежащая
иностранным физическим и (или) юридическим
лицам, и которые имеют допуск к сведениям,
составляющим государственную тайну,
полученный в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 7
Аудиторская проверка может быть
обязательной и добровольной.
Обязательный аудит - это ежегодная
обязательная аудиторская проверка ведения
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организации или
индивидуального предпринимателя.
Аудит обязателен только для тех
организаций или индивидуальных
предпринимателей, для которых это
предусмотрено комментируемым Законом.
Обязательному аудиту подлежат
экономические субъекты в зависимости от
суммы баланса, объема реализации или суммы
услуг.
Комментируемый Закон
предусматривает обязательный аудит в
случаях, если:
1) организация имеет
организационно - правовую форму открытого
акционерного общества;
2) организация
является кредитной организацией, страховой
организацией или обществом взаимного
страхования, товарной или фондовой биржей,
инвестиционным фондом, государственным
внебюджетным фондом, источником
образования средств которого являются
предусмотренные законодательством
Российской Федерации обязательные
исчисления, производимые физическими и
юридическими лицами, фондом, источниками
образования средств которого являются
добровольные отчисления физических и
юридических лиц;
3) объем выручки
организации или индивидуального
предпринимателя от реализации продукции
(выполнения работ, оказания услуг) за один
год превышает в 500 тысяч раз установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда или сумма
активов баланса превышает на конец
отчетного года в 200 тысяч раз установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда;
4)
организация является государственным
унитарным предприятием, муниципальным
унитарным предприятием, основанным на
праве хозяйственного ведения, если
финансовые показатели его деятельности
соответствуют подпункту 3 пункта 1
настоящей статьи. Для муниципальных
унитарных предприятий законом субъекта
Российской Федерации финансовые
показатели могут быть понижены.
Кроме
того, еще Постановлением Правительства РФ
от 7 декабря 1994 г. N 1355 (ред. от 25.04.95) были
утверждены "Основные критерии (система
показателей) деятельности экономических
субъектов, по которым их бухгалтерская
(финансовая) отчетность подлежит
обязательной ежегодной аудиторской
проверке".
Согласно этому документу
бухгалтерская (финансовая) отчетность
экономических субъектов подлежит
обязательной ежегодной аудиторской
проверке по следующим критериям (системе
показателей) деятельности:
-
Организационно - правовая форма
экономического субъекта.
Подлежат
обязательной ежегодной аудиторской
проверке экономические субъекты, имеющие
организационно - правовую форму открытого
акционерного общества, независимо от числа
их участников (акционеров) и размера
уставного капитала.
- Вид деятельности
экономического субъекта.
По виду
деятельности обязательной ежегодной
аудиторской проверке подлежат:
- банки
и другие кредитные учреждения;
-
страховые организации и общества взаимного
страхования;
- товарные и фондовые
биржи;
- инвестиционные институты
(инвестиционные и чековые инвестиционные
фонды, холдинговые компании);
-
внебюджетные фонды, источниками
образования средств которых являются
предусмотренные законодательством
Российской Федерации обязательные
отчисления, производимые юридическими и
физическими лицами;
-
благотворительные и иные
(неинвестиционные) фонды, источниками
образования средств которых являются
добровольные отчисления юридических и
физических лиц;
- другие экономические
субъекты, обязательная ежегодная
аудиторская проверка которых по виду их
деятельности предусмотрена федеральными
законами, указами Президента Российской
Федерации и постановлениями Правительства
Российской Федерации.
- Источники
формирования уставного капитала (уставного
фонда) экономического субъекта.
Экономические субъекты подлежат
обязательной ежегодной аудиторской
проверке, если в их уставном капитале
(уставном фонде) имеется доля,
принадлежащая иностранным инвесторам.
- Финансовые показатели деятельности
экономического субъекта.
Экономические субъекты (за исключением
находящихся полностью в государственной
или муниципальной собственности) подлежат
обязательной ежегодной аудиторской
проверке при наличии хотя бы одного из
следующих финансовых показателей их
деятельности:
- объема выручки от
реализации продукции (работ, услуг) за год,
превышающего в 500 тысяч раз установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда;
-
суммы активов баланса, превышающей на конец
отчетного года в 200 тысяч раз установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда.
Для
определения указанных финансовых
показателей установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда
принимается в среднегодовом исчислении за
отчетный год.
В целях усиления контроля
за деятельностью федеральных
государственных унитарных предприятий и в
соответствии с Концепцией управления
государственным имуществом и приватизации
в Российской Федерации, одобренной
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024,
Правительство Российской Федерации
установило, что проведение ежегодных
аудиторских проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, начиная с отчета за
1999 год, является обязательным в отношении
федеральных государственных унитарных
предприятий, основанных на праве
хозяйственного ведения (далее именуются
"предприятия"), при наличии одного из
следующих финансовых показателей их
деятельности:
- объем выручки от
реализации продукции (работ, услуг) за год,
превышающий в 500 тысяч раз установленный
законом минимальный размер оплаты труда;
- сумма активов баланса, превышающая на
конец отчетного года в 200 тысяч раз
установленный законом минимальный размер
оплаты труда.
Обязательные аудиторские проверки
осуществляются уполномоченными
аудиторскими организациями, отобранными на
конкурсной основе.
Предприятия
осуществляют выбор аудиторской
организации самостоятельно из числа
уполномоченных аудиторских организаций и
заключают с ней договор на проведение
аудита. При этом необходимо учитывать также
Примерное техническое задание на
проведение аудиторской проверки
федерального государственного унитарного
предприятия (утверждено распоряжением
Министерства имущественных отношений РФ от
26.05.2000 N 9-р).
Расходы предприятия на
оплату аудиторских услуг включаются в
установленном порядке в себестоимость
продукции (работ, услуг) предприятия.
В
договоре на проведение аудиторской
проверки предприятия предусматривается
обязательство аудиторской организации о
представлении ею в Министерство
государственного имущества Российской
Федерации и в федеральный орган
исполнительной власти, на который
возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующей отрасли
(сфере управления), по одному экземпляру
отчета, в том числе аудиторского заключения
о бухгалтерской (финансовой) отчетности
предприятия в составе вводной,
аналитической и итоговой частей, не позднее
30 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Правительства РФ от 29
января 2000 года N 81 "Об аудиторских проверках
федеральных государственных унитарных
предприятий" рекомендовано органам
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации организовать
проведение ежегодных аудиторских проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности
государственных унитарных предприятий
субъектов Российской Федерации.
В
целях усиления контроля за деятельностью
государственных и муниципальных унитарных
предприятий некоторые субъекты Российской
Федерации принимают свои акты. Так,
распоряжением Правительства Москвы от 3
ноября 2000 г. N 1096-РП "Об аудиторских
проверках государственных и муниципальных
унитарных предприятий" установлено, что
проведение ежегодных аудиторских проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
начиная с отчета за 2000 год, является
обязательным для всех городских
государственных и муниципальных унитарных
предприятий.
Аудиторская проверка
осуществляется не позднее первого квартала
года, следующего за отчетным.
Этим
распоряжением установлено, что
обязательные аудиторские проверки (п. 1)
проводятся уполномоченными аудиторскими
организациями, отобранными на конкурсной
основе.
Также утверждено Положение о
конкурсном отборе уполномоченных
аудиторских организаций для аудита
государственных и муниципальных унитарных
предприятий (далее - Положение).
Вышеназванное Положение регламентирует
проведение конкурса по отбору
уполномоченных аудиторских организаций на
проведение аудиторских проверок
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, подведомственных органам
исполнительной власти Москвы.
В целях
повышения эффективности аудиторских
проверок на основе специализации
деятельности аудиторских фирм создаются
конкурсные комиссии при отраслевых
комплексах Правительства Москвы (далее -
Комплексы городского управления).
Конкурс по отбору аудиторских организаций
проводится ежегодно.
По результатам
конкурса при соответствующем Комплексе
городского управления на определенный год
определяется перечень прошедших отбор
уполномоченных аудиторских организаций, из
числа которых государственные и
муниципальные унитарные предприятия г.
Москвы выбирают аудиторскую организацию
для проведения аудиторских проверок на
основании Постановления Правительства
Российской Федерации от 29.01.2000 N 81 "Об
аудиторских проверках федеральных
государственных унитарных предприятий".
Сообщение о предстоящем конкурсном отборе
уполномоченных аудиторских организаций
передается конкурсной комиссией
соответствующего Комплекса городского
управления через средства массовой
информации.
Сообщение о конкурсном
отборе публикуется не менее чем за 30 дней до
его проведения и должно содержать:
-
наименование и адрес организатора
конкурса, а также сведения о цели
конкурсного отбора;
- требования,
предъявляемые к аудиторским организациям -
участникам конкурса;
- информацию о
требованиях, предъявляемых к отчетам
уполномоченных аудиторских организаций;
- дату начала и окончания приема заявок с
прилагаемыми к ним документами;
- адрес
места приема заявок и документов;
-
перечень документов, представляемых
претендентами для участия в конкурсном
отборе, и требования к их оформлению;
-
дату и место проведения конкурсного отбора
с указанием времени начала работы
конкурсной комиссии и подведения итогов
конкурсного отбора;
- номера телефонов
и местонахождение комиссии;
- адрес, по
которому претенденты могут ознакомиться с
иными сведениями, и порядок ознакомления с
этими сведениями;
- способ уведомления
участников конкурсного отбора об его
итогах;
- иную необходимую информацию.
Для проведения конкурса по отбору
уполномоченных аудиторских организаций
соответствующий Комплекс городского
управления совместно с Департаментом
государственного и муниципального
имущества города Москвы и Комиссией по
координации аудиторской деятельности при
мэре Москвы формирует конкурсную комиссию
(далее - комиссия) в количестве 6 человек с
правом решающего голоса и утверждает ее
персональный состав.
Решения комиссии
о включении прошедших конкурсный отбор
аудиторских организаций в перечень
уполномоченных аудиторских организаций
соответствующего Комплекса городского
управления принимаются на ее заседании
большинством голосов путем открытого
голосования членов комиссии, участвующих в
заседании. При голосовании каждый член
комиссии имеет один голос. Комиссия
правомочна решать вопросы, отнесенные к ее
компетенции, если на заседании
присутствует не менее половины от числа ее
членов с правом решающего голоса. При
равенстве голосов голос
председательствующего на заседании
является решающим. Решения комиссии
оформляются протоколом, который
подписывается всеми принявшими участие в
заседании членами комиссии с правом
решающего голоса.
В конкурсном отборе
могут принимать участие только аудиторские
организации, включенные в Реестр
аудиторских фирм, положительно
зарекомендовавших себя на рынке
аудиторских услуг г. Москвы, который
ведется Комиссией по координации
аудиторской деятельности при мэре Москвы.
Для участия в конкурсном отборе
аудиторские организации, претендующие на
включение в перечень уполномоченных
аудиторских организаций, подают в комиссию
следующие документы:
- заявку
аудиторской организации на участие в
конкурсном отборе по прилагаемой форме (к
заявке прилагается опись представленных
документов в двух экземплярах);
-
нотариально заверенные копии
учредительных документов (включая копию
свидетельства о государственной
регистрации) аудиторской организации;
-
заверенные заявителем копии лицензий
аудиторской организации на осуществление
аудиторской деятельности, выданных в
установленном порядке Министерством
финансов Российской Федерации, срок
действия которых не истек, а также
ксерокопии лицензий аудиторской
организации на осуществление аудиторской
деятельности, выдававшихся ранее
аудиторской организации;
- заверенные
заявителем копии квалификационных
аттестатов аудиторов - штатных
специалистов аудиторской организации на
право осуществления аудиторской
деятельности, выданных в установленном
порядке Министерством финансов Российской
Федерации, срок действия которых не истек;
- ксерокопии трудовых книжек штатных
аттестованных аудиторов аудиторской
организации;
- последний годовой
бухгалтерский баланс аудиторской
организации и баланс за квартал,
предшествующий дате подачи заявки,
заверенные в налоговой инспекции, с
приложением заверенных в налоговой
инспекции балансов дочерних и зависимых
аудиторских организаций;
- сведения о
региональной сети аудиторской организации
(о филиалах, дочерних и зависимых
обществах);
- нотариально заверенную
копию лицензии органов Федеральной службы
безопасности Российской Федерации по
лицензированию, сертификации и защите
государственной тайны (представляется
аудиторскими организациями, имеющими такую
лицензию);
- сведения о расценках на
оказываемые организацией аудиторские
услуги.
Все вышеперечисленные
документы подаются в комиссию в одном
экземпляре на русском языке в срок,
указанный в сообщении о проведении
конкурсного отбора.
Аудиторская
организация, претендующая на включение в
перечень уполномоченных аудиторских
организаций, должна отвечать следующим
критериям:
- наличие лицензии на
осуществление аудиторской деятельности в
области общего аудита, выданной в
установленном порядке;
- наличие в
штате аудиторской организации не менее 2
(двух) специалистов, имеющих
квалификационные аттестаты аудиторов на
право осуществления аудиторской
деятельности в области общего аудита, срок
действия которых не истек;
- опыт работы
аудиторской организации - претендента на
рынке аудиторских услуг не менее 3 (трех)
лет;
- наличие внутрифирменных
стандартов, соответствующих требованиям
правил (стандартов), одобренных Комиссией
по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации;
- наличие
соответствующего уровня технического
(телефоны, факсы, ксероксы, компьютеры и др.)
и информационного обеспечения (доступ к
информационно - правовым системам по
федеральному и городскому
законодательству);
- отсутствие в
уставном капитале (уставном фонде)
аудиторской организации доли,
принадлежащей иностранным инвесторам.
Комиссией может быть отказано аудиторской
организации во включении ее в перечень
уполномоченных аудиторских организаций в
следующих случаях:
- несоответствие
аудиторской организации критериям,
предусмотренным этим Положением;
-
несоответствие информации, представленной
аудиторской организацией - претендентом,
фактическому положению дел;
- наличие
фактов нарушения аудиторской организацией
лицензионных требований и условий,
выявленных лицензирующим органом при
осуществлении надзора за деятельностью
аудиторской организации;
- наличие
фактов аннулирования либо приостановления
действия ранее выданных в установленном
порядке аудиторской организации лицензий
на осуществление аудиторской
деятельности;
- несоблюдение
аудиторской организацией, ранее
проводившей аудиторские проверки
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, требований технических
заданий на проведение аудиторских
проверок, а также требований, предъявляемых
к отчетам уполномоченных аудиторских
организаций, представляемым ими в орган
исполнительной власти, на который
возложены координация и регулирование
деятельности государственных и
муниципальных унитарных предприятий в
соответствующем Комплексе городского
управления.
Уведомление о признании
участника конкурса уполномоченной
аудиторской организацией и выписка из
протокола об итогах конкурса выдаются
аудиторской организации или ее
полномочному представителю под расписку
либо высылаются по почте (заказным письмом)
не позднее 3 (трех) дней с даты утверждения
протокола организатором конкурса по
адресу, указанному в заявке аудиторской
организации на участие в конкурсе.
Уполномоченная аудиторская организация
при заключении договора на проведение
аудиторской проверки государственного или
муниципального унитарного предприятия
должна иметь лицензию на осуществление
аудиторской деятельности в области общего
аудита (срок действия которой не истек),
выданную в установленном порядке
Министерством финансов Российской
Федерации.
В установленных случаях
уполномоченная аудиторская организация
обязана иметь лицензии на осуществление
иных видов аудиторской деятельности (кроме
общего аудита).
Перечень
уполномоченных аудиторских организаций
публикуется конкурсными комиссиями
соответствующих Комплексов городского
управления в средствах массовой
информации, в которых было опубликовано
сообщение о предстоящем конкурсном отборе,
не позднее чем через 20 дней со дня
объявления победителей конкурса.
Государственные и муниципальные унитарные
предприятия, подведомственные префектам
административных округов и другим
структурным подразделениям городской
администрации, проверяются
уполномоченными аудиторскими фирмами
соответствующего Комплекса городского
управления с учетом их отраслевой
принадлежности.
Нужно обратить
внимание на то, что предприятия
самостоятельно осуществляют выбор
аудиторской организации из числа прошедших
конкурс аудиторских организаций и
заключают с ней договор на проведение
аудита.
Этим же документом установлено,
что в договоре на проведение аудиторской
проверки предприятия предусматривается
обязательство аудиторской организации о
представлении ею в орган исполнительной
власти, на который возложены координация и
регулирование деятельности в
соответствующей отрасли (сфере управления),
по одному экземпляру отчета, в том числе
аудиторского заключения о бухгалтерской
(финансовой) отчетности предприятия в
составе вводной, аналитической и итоговой
частей, не позднее 30 апреля года, следующего
за отчетным.
Обязательный аудит
проводится аудиторскими организациями.
Комментируемый Закон исключает
возможность проведения обязательного
аудита индивидуальными аудиторами. При
проведении обязательного аудита в
организациях, в уставных (складочных)
капиталах которых доля государственной
собственности или собственности субъекта
Российской Федерации составляет не менее 25
процентов, заключение договоров оказания
аудиторских услуг должно осуществляться по
итогам проведения открытого конкурса.
Порядок проведения таких конкурсов
утверждается Правительством Российской
Федерации.
Аудиторская проверка
аудируемых лиц, в финансовой
(бухгалтерской) документации которых
содержатся сведения, составляющие
государственную тайну, может производиться
только аудиторскими организациями, в
уставном (складочном) капитале которых
отсутствует доля, принадлежащая
иностранным физическим и (или) юридическим
лицам, и которые имеют допуск к сведениям,
составляющим государственную тайну,
полученный в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Регулирование деятельности российского бизнеса все больше приближается к , что связано и с притоком иностранных инвестиций, и с выходом российских компании на внешние рынки капитала.
Для эффективного взаимодействия с российскими и иностранными партнерами в России на 2019 год были введены международные стандарты аудита , которые серьезно повлияли на сложившуюся практику проведения проверок.
Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица , попадающие под определенные критерии. Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц. Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.
Основные критерии для проверки
Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и .
Требования для ООО делятся на две группы : по видам деятельности и иным схожим характеристикам и по финансовым показателям. По этим признакам можно выделить ООО, которые являются субъектами обязательного аудита. Акционерные общества в форме ПАО, чьи акции распространяются по публичной подписке, проверяются в любом случае вне зависимости от соответствия иным критериям .
Субъекты
Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью , для которых аудит годовой отчетности является обязательным:
- По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
- По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.
Если общество с ограниченной ответственностью попадает под эти критерии, требования по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности для нее становятся обязательными. По сравнению с прошлым годом в этих критериях ничего не изменилось, новых субъектов или требований не появилось.
Согласно новым целями и задачами обязательного аудита в 2019 году станут не только стандартные проверка достоверности бухгалтерской отчетности и выявление ошибок, возникающих при ведении учета, но и анализ бизнеса . Первые две задачи сохраняются в полном объеме и несколько расширяются, так на плечи внешних аудиторов ложится и обязанность проверять работу внутренних.
Задача бизнес-анализа состоит в выявление рисков, факторов, из-за которых появляются препятствия при развитии деятельности компании, и разработка рекомендаций по такому изменению финансово-хозяйственной деятельности, которая поможет устранить эти риски.
При том, что заключение с этого года подлежит обязательной публикации, его бизнес-часть должна быть выполнена максимально корректно и взвешенно , нельзя допускать неверной трактовки тех или иных фактов хозяйственной жизни.
Законодательство
Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н , вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .
Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :
- внедрение принципов поэтапного аудита;
- введение понятия аудиторских доказательств;
- изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
- подготовка модифицированного заключения;
- аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.
Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.
Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена положений об аудиторской тайне . Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.
Изменения в стоимости
Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40% , пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.
В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.
Порядок проверки
Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений . Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.
Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия , от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.
Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.
С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.
Кроме того, проведение поэтапного аудита даст возможность бухгалтерам и финансистам в течение года пользоваться консультациями аудиторов по спорным вопросам налогового законодательства и бухгалтерского учета.
Результатом проверки станет составление заключения , серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.
Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую . Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.
Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей . Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.
По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.
Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).
Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.
Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу .
Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.