Как называется застой в развитии. Эпоха застоя
Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
Этот период вошел в историю как «Эпоха застоя». Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС , когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.
Под «застоем» понимают, как положительные, так и негативные явления . С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период .
Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. Произошел так называемый «нефтяной бум», что позволило руководству страны получать прибыль от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».
Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества . Они проявлялись:
· в стагнации экономики,
· росте оппозиционных настроений населения,
Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.
Характеристики эпохи застоя
1. Консервация политического режима .
· За время пребывания Брежнева у власти, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.
· За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля – партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.
2. Возрастание роли военной сферы .
· Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.
· Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.
3. Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики .
· Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.
· После проведенной аграрной реформы, многие крестьяне фактически лишились работы, так как была введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили лишь убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы, потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.
Смена политического курса . С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс.
либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев , находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности .
Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.
Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко.
Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования . В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации . В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки. Ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было . Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая . Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. На рубеже 60-70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещани я (ПДПС). Широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка . Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия.
В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма» . В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе.
Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).
Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2). Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества , определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив . Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.
С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы . Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству:
· установить твердый план закупок на 6 лет (1965-1970 гг.) повысить закупочные цены,
· ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию,
· увеличить капиталовложения в деревню,
· сократить налоги.
Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства.
Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующе м:
· переход к отраслевому управлению,
· перевод предприятий на хозрасчет,
· сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9),
· создание поощрительных фондов на предприятиях.
В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).
Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.):
· объем промышленного производства вырос на 50%.
· было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»).
· сельхозпроизводство выросло на 20%.
К началу 1970-х годов реформа перестала действовать . Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.
С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства:
· Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов).
· На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда.
· Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.
· Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход.
· Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 – 1975 гг.) экономический рост прекратился.
Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств – газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974-1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – 3 тыс. км.
Наиболее слабой отраслью в 70-е – 80-е годы оставалось сельское хозяйство . Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику – высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 – 1084 гг. – 40 млн. т. в год).
В70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.
В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».
Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых, было сельское хозяйство и добывающая промышленность.
Диссидентское движение. Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм» ).
· со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина,
· прекратился процесс реабилитации репрессированных,
· начались гонения на инакомыслящих.
В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение , характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм. (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).
Сначала деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее - на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами , обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.
В 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу . В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма.
В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию .
В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат») . Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий» .
В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).
Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукция на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции . Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление.
Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов . С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориально-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентеко-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ). Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.
К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Какой вопрос может возникать у вас, если исходить из этого противоречия?
Что представлял собой период правления Л. И. Брежнева: эпоху благополучия или период крайне неудачного правления?
Сформулируйте свой вариант учебной проблемы, а затем сравните его с авторским.
Что представлял собой период правления Л. И. Брежнева: эпоху благополучия или период крайне неудачного правления? Совпадает с авторским
ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
Объясните значение понятий: социализм, командная экономика, тоталитаризм, коммунизм, общество потребления.
Социализм (фр. socialisme от лат. socialis «общественный») - доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы. В марксизме социализм считается переходной фазой от капитализма к коммунизму. Согласно определению энциклопедии Британника, социализм - это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами.
Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления.
Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политический режим, стремящийся к полнейшему (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.
Тоталитаризм в политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.
Коммунизм (от лат. commūnis «общий») - теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
На практике такой строй никогда не существовал, однако термин «первобытный коммунизм» используется для описания устройства доклассового племенного общества (в советской исторической терминологии «первобытно-общинный строй»). Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления общества на социальные классы, государства и денег; всё это базируется на отмене частной собственности на средства производства. Господствует принцип: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»
Общество потребления - (англ. consumer society) - понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.
Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.
Вспомните, какие достижения и проблемы достались в «наследство» Л.И. Брежневу и всему советскому руководству от эпохи правления Н.C. Хрущёва.
Достижения:
Увеличение платы колхозам за продукцию в несколько раз
Снижение налогов с подсобных хозяйств
Выдача паспотров сельским жителям, свобода передвижения по стране
Рост доходов колхозников
В начале периода - наполнение рынков (частная торговля) относительно дешёвыми продуктами, произведёнными в приусадебных хозяйствах
Отмена уголовных наказаний за прогулы и опоздания; разрешение менять работу, увеличение зарплаты.
Отмена принудительных займов
Увеличение пенсий, снижение пенсионного возраста
Массовое строительство дешёвых стандартных домов, переселение горожан из бараков, коммуналок в малогабаритные, но отдельные квартиры
Успехи в космической отрасли
Проблемы:
Кризис в сельском хозяйстве высокие цены на продукты
Социальная напряженность: народные волнения в Новочеркасске
Участие в гонке вооружений, которое опустошало бюджет государства
Вспомните, на чём было основано успешное развитие «государства благоденствия» в странах Запада 1950–1980 гг.
После Второй мировой войны государства Запада сумели достичь уровня «всеобщего благоденствия» за счёт перераспределения налогов и беспощадного ограбления бывших колоний, на территории которых создавались предприятия по производству современных товаров, где имелся огромный рынок сырья, сбыта и дешёвой рабочей силы.
По тексту определите, чем отличается «общенародное социалистическое государство» от государства «диктатуры пролетариата».
Принципиальных отличий не было. Изменилось только название: СССР стал именоваться не государством диктатуры пролетариата, а общенародным социалистическим государством. А Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. Однако кроме названия ничего не изменилось
Как вы думаете, почему, несмотря на экономические реформы, проводимые А.Н. Косыгиным, количественные изменения в советской экономике не перерастали в качественные?
Количественные изменения в советской экономике не перерастали в качественные потому, что, экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества.
Продолжите заполнение таблицы «Оценка правления Л.И. Брежнева».
Заполненную таблицу см. выше
Сделайте вывод: что представлял собой период правления Л.И. Брежнева: эпоху благополучия или период крайне неудачного правления?
В исторической литературе время правления Л.И. Брежнева часто обозначается как «эпоха застоя». Она характеризуется снижением темпов социально-экономического роста, торможением процессов идейно-политического развития, разочарованием населения в официальной государственной идеологии. Вместе с тем это время можно считать наиболее стабильным как в плане безопасности граждан, так и относительно достойного (хотя и менее высокого, чем на Западе) уровня жизни большинства населения
Почему, на ваш взгляд, представители культурной и военной элиты, обласканные властью, становились правозащитниками?
Представители культурной и военной элиты, обласканные властью, становились правозащитниками потому, что они были против нарушения провозглашённых конституционных норм, преследования людей за убеждения, агрессивных внешнеполитических акций властей, таких, как ввод войск в Чехословакию, а затем и в Афганистан. Их называли «узниками совести».
Как вы думаете, правильно ли поступали руководители государства, запрещая инакомыслие?
Руководители государства, запрещая инакомыслие, поступали неправильно потому, что при существовании разных, в том числе, отличных от официальной точки зрения, позиций возможны диалог, поиск оптимальных путей развития общества, экономики, государства.
Продолжите заполнение таблицы «Оценка правления Л.И. Брежнева» (см. пункт 1).
Заполненную таблицу см. выше.
Сделайте вывод: что представлял собой период правления Л.И. Брежнева: эпоху благополучия или период крайне неудачного правления?
В исторической литературе время правления Л.И. Брежнева часто обозначается как «эпоха застоя». Она характеризуется снижением темпов социально-экономического роста, торможением процессов идейно-политического развития, разочарованием населения в официальной государственной идеологии. Вместе с тем это время можно считать наиболее стабильным как в плане безопасности граждан, так и относительно достойного (хотя и менее высокого, чем на Западе) уровня жизни большинства населения
Как вы думаете, можно ли утверждать, что в эпоху Л.И. Брежнева в стране существовали две культуры – официальная и народная?
Да, можно утверждать, что в эпоху Л.И. Брежнева в стране существовали две культуры – официальная и народная.
Завершите заполнение таблицы «Оценка правления Л.И. Брежнева».
Заполненную таблицу см. выше.
Сделайте вывод: что представлял собой период правления Л.И. Брежнева: эпоху благополучия или период крайне неудачного правления?
В исторической литературе время правления Л.И. Брежнева часто обозначается как «эпоха застоя». Она характеризуется снижением темпов социально-экономического роста, торможением процессов идейно-политического развития, разочарованием населения в официальной государственной идеологии. Вместе с тем это время можно считать наиболее стабильным как в плане безопасности граждан, так и относительно достойного (хотя и менее высокого, чем на Западе) уровня жизни большинства населения
Хронология правления Л.И. Брежнева
Выделите по 2–3 наиболее важных события социально-экономической, внутриполитической и культурной жизни СССР в период правления Л.И. Брежнева.
События социально-экономической жизни СССР в период правления Л.И. Брежнева
Март – Пленум ЦК КПСС, на котором был объявлен переход к новой аграрной политике.
Март – восстановление отраслевых министерств.
Снижение цен на отдельные виды промышленных товаров широкого потребления.
Сентябрь – ликвидация совнархозов, возвращение к отраслевому принципу управления экономикой.
Октябрь – начало хозяйственной реформы.
Введение гарантированной ежемесячной оплаты труда колхозников.
Январь – начало эксперимента по переводу промышленных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования.
Май – принята Продовольственная программа.
События внутриполитической жизни СССР в период правления Л.И. Брежнева.
14 октября – избрание Л.И. Брежнева Первым секретарём ЦК КПСС, назначение А.Н. Косыгина Председателем Правительства СССР.
Апрель – первая за послевоенные годы неофициальная демонстрация молодёжи в Москве.
XXIII съезд КПСС. Введение должности Генерального секретаря ЦК КПСС, избрание на этот пост Л.И. Брежнева
Май – Председателем КГБ СССР вместо В.Е. Семичастного назначен Ю.В. Андропов
Создание инициативной группы по защите прав человека в СССР
Открытое письмо академика А.Д. Сахарова советскому руководству с призывом о демократизации общества.
30 марта – митинг студентов в г. Тбилиси с требованием расширить преподавание истории Грузии в школах и вузах, против вытеснения грузинского языка русским.
События культурной жизни СССР в период правления Л.И. Брежнева
Апрель – в Москве открывается Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссер – Ю.П. Любимов).
Арест писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля за издание их произведений на Западе.
Октябрь - Нобелевская премия в области литературы присуждена М.А. Шолохову.
Ноябрь – Учредительный съезд Союза кинематографистов СССР.
15 сентября – «бульдозерная выставка» – открытие выставки художников-нонконформистов на пустыре на юго-западе Москвы и снос её властями.
ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Какой вопрос может возникнуть у вас, если исходить из этого противоречия? Сформулируйте свой вариант и сравните его с авторским.
Эпоха правления Л. И. Брежнева – эпоха «застоя»? Совпадает с авторским.
Вывод: трактовать правление Л.И. Брежнева как эпоху «застоя» можно.
Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
Лев Толстой
Геронтократия это власть стариков. Именно этим словом можно описать события, происходившие в СССР 60-80-е годы, которые еще принято называть «застоем». Многие ошибочно полагают, что застой это термин, описывающий экономику. Это не так, в экономическом плане больших проблем в СССР не было. Достаточно сказать, что мировые кризисы, случавшиеся примерно каждые 10 лет, проходили мимо нашей страны вообще незаметно. Застой в СССР был политическим, и сегодня мы поговорим о том, в чем он выражался.
Власть стариков
Ключевая характеристика СССР периода Брежнева – геронтократия. Средний возраст представителей власти шел огромными темпами. Достаточно взглянуть на диаграмму.
Если еще в 1940 году средний возраст членов Политбюро составлял 51 год, то в 1980 году он составлял уже 70 лет. Как может эффективно управлять страной группа, со средним возрастом в 70 (в 1982 году – 72) лет? Речь ведь идет о небольшой группе людей (в разные годы до 15 человек). Это и есть геронтократия, поскольку страной правили исключительно старики. Более того распорядок работы Политбюро и его продолжительность устанавливали врачи! Большинство заседаний не превышали 15-20 минут, чтобы не переутомлять членов партии.
Примечательно и количество людей в Политбюро с возрастом меньше 50 и меньше 60 лет. Эти данные легко можно получить в том числе и в Википедии, если их подытожить, то получим следующие показатели.
Дата | Количество членов Политбюро | ||
---|---|---|---|
Младше 50 | 50-59 лет | 60 и старше | |
1 января 1940 | 55% (5 чел) | 22,5% (2 чел) | 22,5% (2 чел) |
1 января 1950 | 18% (2 чел) | 55% (6 чел) | 27% (3 чел) |
1 января 1960 | 7% (1 чел) | 61% (8 чел) | 32% (4 чел) |
1 января 1970 | 0% (0 чел) | 27% (3 чел) | 73% (8 чел) |
1 января 1980 | 0% (0 чел) | 7% (1 чел) | 93% (13 чел) |
Цифры четко показывают ту динамику, с которой страна шла к застою 1980 года. 93% состава Политбюро старше 60 лет – это абсолютно уникальные цифры. Еще убедительнее будет называть самых возрастных управленцев СССР по состоянию на 1 января 1980 года:
- Пельше Арвид Янович – 81 год
- Суслов Михаил Андреевич – 78 лет
- Косыгин Алексей Николаевич – 76 лет
- Тихонов Николай Александрович – 75 лет
- Брежнев Леонид Ильич, Кириленко Андрей Павлович – 74 года.
Очевидно, у власти был застой, напрямую связанный с принципами формирования управленческого аппарата и формирование в стране элиты.
Формирование элиты – признак застоя
Одним из признаков застоя в СССР, приведшего к формированию геронтократии, является формирование правящей элиты, и укрепление ее в СССР, как слоя (класса). Прежде чем это объяснить, нужно выделить 3 составляющие, которые элита обязательно будет требовать для себя:
- Гарантии личной безопасности. Появились при Хрущеве.
- Гарантии своего положения в обществе. Появились при Брежневе.
- Гарантии для своих потомков. Частично сформировались при Брежневе, и окончательно сформировались после распада СССР.
Начинать нужно со сталинской эпохи. Тогда у элиты не было ни одного из трех составляющих: любой мог быть арестован и расстрелян. Любой мог скатить с должности директора до должности простого рабочего, после ухода чиновника на пенсию (после его смерти) у семьи не было привилегий ни на что. Фактически именно тогда было социальное государство, где власть принадлежала народу, а не элите. Все начало меняться после смерти Сталина.
Хрущев, приемник Сталина, одним из первых указов запретил органам Госбезопасности собирать информацию о членах Политбюро, а также запретил применять любые меры наказаний (аресты, расстрелы) против них. Люди получили гарантии личной безопасности – что бы они не совершили их не арестуют и не расстреляют, как было еще несколько лет назад.
Брежнев дал элите гарантии сохранения своего места в обществе, заменив вертикаль власти горизонталью. У многих возникает путаница санными терминами, поэтому давайте остановимся на них более подробно:
- Вертикаль власти. Движение вверх – вниз. Человек мог подняться по служебной лестнице, но легко мог и слететь по ней. Например, человек мог с начальника цеха дорасти до директора завода или должности в министерстве. Но если человек с новой должностью не справлялся – его откатывали назад, и он мог вполне с должности директора завода вернуться на должность начальника цеха или даже простого рабочего.
- Горизонталь власти. Движение вправо – влево. Произошло расслоение общества на классы. Теперь рабочий не мог дослужиться до директора завода. Движения вверх по служебной лестнице ограничивались максимум 1 ступенью, а все изменения происходили по горизонтали. Приведу пример. Назначают человека на должность директора завода, и человек с должностью не справляется. В сталинской модели его бы убрали ни низшие должности, но Брежнев дал элите гарантии своего положения. Поэтому такого человека переводят в другой завод, но на аналогичную должность – директор. Если он и там провалился – переводят директором на третий завод и так до пенсии. Такие же схемы работали и в министерствах и в партии.
Тут и начался политический застой: безнаказанность и сохранение своего положения при любых составляющих заставляли политическую элиту деградировать, уделяя делам государственным все меньше времени. Именно в брежневскую эпоху, которую у нас принято расхваливать, был заложен фундамент развала Союза, а также фактически шло полное формирование геронтократии. Достаточно взглянуть на кадры хроники 1980-1982 годов – вся страна высмеивала заседания Политбюро, ведь там были люди за 75 лет, которые еле-еле передвигались. Но это была уже элита, которая свою власть никому не отдавала.

Следующий момент в застое власти - расширение административного аппарата. Наилучшим образом это можно продемонстрировать на министерствах. Если в 1936 году на весь СССР было 20 министерств, то к 1985 году было 100 министерств и ведомств союзного уровня и 500 министерств и ведомств республиканского уровня. на содержание этого аппарата "управленцев" уходило порядка 10% государственного бюджета.
Почему было столько стариков у власти и почему они создали этот «застой»
Одна из причин того, чтобы члены Политбюро стали долго удерживать свои посты и не пускать в управление молодежь связана с появлением у элиты гарантий неприкосновенности и личной стабильности. Но есть и другая сторона – они готовили себе приемников, людей которые окончательно сформируют в стране статус элиты. Выразилось это в создании партийного аппарата управления, доступ в который получали только избранные.
Граждане СССР могли поступать в любые ВУЗы страны, но если они хотели сделать политическую карьеру, то требовалось закончить высшую партийную школу, дипломатическую академию, академию общественных наук. Поступить в эти учебные заведения можно было только по рекомендации влиятельного чиновника. Человек мог быть абсолютно талантливым и идеально подходить для партийной работы, но если чиновники его не «одобрили» - на обучение такого человека не брали. После окончания ВУЗов управления, выпускники попадали на престижные должности, что с учетом наличия горизонтали власти, автоматическим им позволяло делать карьеру на всю жизнь и готовить своих детей для поступления в эти ВУЗы.
Именно этим характеризуется застой в СССР. Появившаяся тем самым элита сделала власть в стране не народной, а классовой, когда один класс доминировал над другими. Во многом из-за этого власть «выродилась», а старики, упиваясь идеями геронтократии, толкали страну к событиям 90-х годов. Горбачев, Ельцин и другие это только действующие лица, а фундамент для развала страны заложили именно Хрущев и, прежде всего, Брежнев.

Каждый, кто изучал историю в школе или просто родился в 60-е гг. прошлого века, знает о том, что брежневскую эпоху некоторые историки именуют по-особому. Они считают, что это был «застой» - период, который характеризуется консервированием старого коммунистического режима. Однако часть историков высказывает несогласие с этим термином.
Рассмотрим полярные точки зрения на данный вопрос более подробно.
Временные рамки периода
Принято считать, что данный этап в начался с приходом к власти нового генерального секретаря. Звали его Брежнев Леонид Ильич. Появился он на данной должности неожиданно, по причине добровольно-принудительного ухода на пенсию «реформатора» Н.С. Хрущева в начале 60-х гг. прошлого века.
Длилось 18 лет. В целом это была попытка сохранить достижения СССР, которых страна добилась при Сталине.
Характеристика эпохи
В отличие от грозного Сталина, Леонид Ильич отличался мягкостью характера и отсутствием стремления к необыкновенным социальным преобразованиям. В период его правления прекратились чистки партийного аппарата, что позволило чиновникам работать на своих должностях, не боясь быть уволенными. Рядовые гораздо меньше боялись власти, часто обсуждали проблемы в семейных разговорах у себя на кухнях, ждали перемен.
Подпольно стала развиваться рыночная торговля из-за нехватки продовольствия и что способствовало возникновению черных схем перепродажи товаров.
В целом застой - период в истории СССР особый. С одной стороны, отличалась стабильностью и спокойствием в социальном отношении. С другой стороны, советские люди, закрытые железным занавесом, все чаще задумывались о том, что капиталистический мир также имеет свои плюсы, и мечтали об отъезде за границу. Был создан особый миф о том, что западный человек в целом живет гораздо лучше и комфортнее, чем гражданин СССР.
Положительные особенности данного периода
Период застоя в СССР характеризовался множеством черт, которые были присущи исключительно этому времени:
1. Стабильное развитие сфер культуры, искусства, образования, науки, массовое строительство.
Именно в брежневскую эпоху множество людей смогли получить долгожданные отдельные квартиры. Велось активное строительство новых микрорайонов, одновременно с которыми сдавались в эксплуатацию детские сады, поликлиники, школы, дворцы детского творчества.
Развивалась система образования, открывались вузы. Каждый молодой человек, приехавший из глубинки и обладающий минимальным количеством денежных средств, мог поступить в престижный вуз, если имел на то способности и знания. Также медицинская помощь была доступная широким слоям населения.
И образование, и медицина были действительно бесплатны.
2. Социальные гарантии
Государство обеспечивало социальные гарантии своим гражданам. Так, каждый мог получить работу, чтобы обеспечить себя и свою семью. Строгая цензура СМИ позволяла контролировать поток информации, поэтому он в целом был положительным. Военная мощь СССР позволяла удерживать противников нашего государства в узде и не ждать нападения извне.
По большому счету брежневский застой стал наиболее спокойным периодом в истории СССР.
Отрицательные особенности данного периода
Среди отрицательных особенностей следует назвать такие:
- Жизнь в период застоя было осложнена тем, что рядовым гражданам не хватало товаров массового потребления - одежды и предметов быта, а также в дефиците были некоторые продукты питания. Происходило это в области продовольствия из-за того, что многие сельские жители уезжали в города, не желая работать в колхозах. Так как репрессивная система СССР значительно сократила свой нажим, то воспрепятствовать такому переселению власть не могла.
- Активно развивалась военная промышленность и военные технологии, однако не прогрессировали те сферы, которые привели к появлению на западе технических новинок: видеомагнитофонов, проигрывателей и прочих товаров. Это обстоятельство возбуждало повышенный интерес к продуктам капиталистического мира со стороны советских людей.
- Партийная верхушка, не обновляемая новыми людьми, состарилась. Фактически она стала представлять собой закрытый клан, куда не могли попасть обычные способные управленцы, все решали связи: они давали и высокий общественный статус, и получение особых благ и прав в советском обществе.
- Идеи социализма и коммунизма постепенно пришли в упадок, большинство граждан потеряли веру в эти идеалы и ждали обновления идеологической составляющей жизни.
Кто впервые назвал этот период "застойным"?
Впервые брежневский период "застоем" назвал молодой и перспективный генеральный секретарь М. Горбачев, выступая перед слушателями в 1986 году. Многие тогда были солидарны с мнением генсека. Страна ждала перемен, люди надеялись, что после эпохи «умирающих старцев» (Брежнева, Андропова и Черненко) наступит новая жизнь.
К сожалению, эти надежды не оправдались: страну ждал период перестройки (которую проницательный философ Зиновьев назвал «катосройкой»), распад СССР, социальные потрясения и тяжелая эпоха всеобщего развала в 90-е гг.
Брежневский застой - период начала разрушения СССР?
Сегодня историки очень по-разному оценивают данный этап развития нашей страны. Ученые либерального лагеря говорят о том, что СССР начал разрушаться именно в это время, а Горбачев только завершил процесс необратимого распада страны.
В целом эти историки сам бывший Советский Союз особо не жалуют, считая, что его разрушение лишь пошло на пользу всему человечеству.
Другие ученые придерживаются противоположной позиции. В частности, они полагают, что застой - период в развитии страны непростой, но все-таки позитивный. Фактически это была неудавшаяся попытка создать «социализм с человеческим лицом», без репрессивной системы Сталина.
Поэтому сегодня некоторые наши сограждане старшего поколения период застоя в СССР оценивают положительно. Они говорят о том, что в это время чувствовали поддержку со стороны государства, знали, что их не могут просто так уволить с работы, они могли рассчитывать на получение качественной и бесплатной медицинской помощи и хорошего и также бесплатного образования.
После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. - генеральный секретарь, с 1977 г. - одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.
И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов , которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.
Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.
Политическое развитие.
Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.
Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии . При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.
Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих - один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.
К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.