Государственное регулирование экономики. Методы государственного регулирования развития экономики Методы и цели государственного регулирования экономики

GOVERNMENT REGULATION

На протяжении всей истории США развивалась тенденция регулирования по двум направлениям - социальному и экон. Социальное регулирование осуществляют: Агентство по защите окружающей среды, Управление охраны труда, Комиссия по безопасности потребительских товаров и др. организации. Список органов экон. регулирования включает Федеральную торговую комиссию, Управление гражданской авиации, Комитет по межштатному транспорту и торговле и др. Вопросы политики, затрагивающие интересы общества, концентрируются вокруг проблем антитрестовской политики, равенства экон. возможностей, равенства в вопросах занятости, охраны труда, защиты прав потребителя и окружающей средыГос. комитет по делам правительства (The State Governmental Affairs Committee) характеризует орган федерального регулирования как `орган: 1) имеющий право принимать решения; 2) определяющий стандарты или направления предоставления льгот и введения ограничений в сфере профессиональной этики; 3) действующий главным образом в сфере нац. предпринимательства; 4) чей руководитель и члены назначаются президентом и 5) чьи юр. процедуры в основном регулируются положениями Закона об административных процедурах`.Конгресс США принял основные антитрестовские законы, направленные на поддержание конкуренции и против ограничения торговли. Эти законодательные акты также жестко ограничивают недобросовестную конкуренцию.В Антитрестовском законе Шермана (1890 г.) подчеркивалось, что `любой контракт, объединение... или сговор, имеющие целью ограничение торговли и деловых связей между несколькими штатами, настоящим объявляются незаконными`, и, что `любое лицо, к-рое монополизирует или... путем объединения или сговора постарается монополизировать любой участок торговли или деловых связей между несколькими штатами... будет считаться виновным в совершении мисдиминора1`.Суды в целом придерживались той позиции, что прежде чем признать ограничение незаконным, оно должно быть признано `неправильным` и `неразумным`. Суды признавали, что размер или масштабность предпринимательства сами по себе не являются доказательством нарушения закона. К подобным делам должен применяться `принцип разумного` (`principle of reason`). В частности, Закон Шермана запрещал ценовую дискриминацию, в случае, если она имела тенденцию к ограничению конкуренции в любой сфере торговли. Закон также запрещал продавцам требовать от своих покупателей, чтобы те воздерживались от покупки товаров у своих конкурентов, если подобная политика вела к созданию монополии (напр., определенные меры, направленные на ограничение прав контрагента или меры навязывания сделок на особых условиях, в соответствии с к-рыми партнер не имел права обращаться к др. контрагенту).Закон Клейтона, принятый в 1914 г., был направлен против создания объединений корпораций, ограничиваций, ограничивающих торговлю или развитие деловых связей. Касаясь вопросов антитрестовской политики, Закон Клейтона определил, что `недобросовестные методы конкуренции в торговле или затрагивающие торговлю, а также недобросовестные или вводящие в заблуждение действия или практика в торговле, или затрагивающие торговлю, настоящим объявляются незаконными`. В частности, закон запрещает ценовую дискриминацию, следствием к-рой может быть ослабление конкуренции или тенденция к образованию монополии; ограничительные статьи в контрактах, обязывающие покупателей товаров не приобретать товары у конкурента продавца; приобретение одной корпорацией акций др. корпорации с целью ослабления конкуренции; создание взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих структур (директоратов). Недавнее совершенствование антитрестовского законодательства в 1977 г. ужесточило наказание за нарушение антитрестовских законов, начиная с мисдиминоров и кончая фелонией1, путем установления штрафов в размере до 1 млн дол. для корпорации и 100 тыс. дол. для частного лица и тюремного заключения до 3 лет.Поправки в Закон Клейтона были внесены в 1936 г. путем принятия Закона Робинсона-Патмана. Этот закон был нацелен на предотвращение недобросовестной конкуренции в торговле путем предоставления или получения скидок или услуг, если подобные действия приводили к дискриминации и существенному снижению конкуренции. Ценовая дискриминация может иметь место, когда поставщик продает один и тот же товар двум конкурирующим оптовым покупателям по разным ценам, в результате чего может быть нанесен ущерб конкуренции. Закон также объявляет незаконными действия покупателя, направленные на намеренное снижение цен или пользование дискриминационными, заниженными ценами. Дифференциация может иметь законный характер, если не наносит ущерба конкуренции, если она является результатом разницы в издержках по продаже товара различным клиентам, если используется для реализации устаревших, трудно реализуемых товаров, если добросовестно предлагается, не избегая ценовой конкуренции со стороны конкурента, и если цены предлагаются клиентам, не связанным с конкуренцией. Закон также запрещает продавцам предлагать различного вида скидки с целью компенсации затрат на рекламу товара или с целью компенсации услуг по продвижению товара на рынок, если подобного рода скидки ими не предлагаются всем клиентам `на пропорционально равных условиях`.Закон Робинсона-Патмана был изменен в 1950 г. путем принятия Закона против слияния или поправки Селлера-Кефаувера (Celler-Kefauver Amendment), к-рая объявила незаконной приобретение одной корпорацией активов др. компании, если подобное приобретение существенным образом ослабляет конкуренцию, ограничивает торговлю или ведет к образованию монополии.Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. определил, что `недобросовестные методы конкуренции в торговле настоящим объявляются незаконными. Комиссия настоящим уполномочивается и инструктируется предотвратить использование недобросовестных методов торговли всеми частными лицами, товариществами, корпорациями, за исключением банков, и организациями общественного транспорта, чья деятельность определяется законами, регулирующими сферу торговли`. Закон Уилера-Ли (The Wheeler-Lea Act) 1938 г. уполномочил комиссию ограничивать деловую активность в определенных сферах, если она сочтет, что такая деятельность наносит ущерб общественным интересам, особенно что касается ложной, недостоверной рекламы и фальсификации произведенных товаров.Альтернатива Г.р. предполагала бы большую свободу для бизнеса в сфере достижения социально значимых целей, растущее взаимодействие деловых кругов и правительства с целью установления реальных стандартов качества работы, желание со стороны деловых кругов признать законный характер социальных целей и позволить рынку реализовать желаемые изменения в поведении деловых кругов.В прилагаемой схеме показан функциональный анализ существующей системы федерального регулирования банковской деятельности, включенный в Доклад Буша за 1984 г.

В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования .

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория . Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования 2 :

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические .

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.

К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы , которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования

Административные

Экономические

Косвенные

Государственное законодательство

Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий

Государственное предпринимательство

Социально-экономическая политика

Внешне-экономическая политика

Денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика

Инструменты

лицензирование

субвенции, прямые субсидии,

минимальная заработная плата

таможенные пошлины

учетная ставка

регистрация

пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных

комплексные программы

размер пенсий, пособий по безработице

нетарифные методы регулирования

обязательные резервы банков

гос. расходы

регламентация

льготные кредиты

государственные инвестиции

курс нац. валюты

операции открытого рынка

гос. заказы

антимонопольные запреты

субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам

валютные интервенции

займы, субсидии, субвенции. дотации

квотирование

кредитные льготы

компенсации

запреты. разрешения

золотовалютные резервы

налоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор .

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки .

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства .

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

Влияние государства на экономические процессы с целью создания оптимальных условий для развития и поддержки существующего рыночного механизма, и его изменений в случае необходимости.

В истории экономической мысли всегда происходили дискуссии о степени вмешательства государства в экономику. «За» — выступали меркантилисты, а представители классической школы политэкономии отстаивали лозунг «экономической свободы». XX столетие — век мировых войн и экономических кризисов перераспределил чашу весов в сторону государственного регулирования. Победу одержали теоретические обоснования Дж. М. Кейнса, получившие название кейнсианской модели экономики. Его расцвет приходится на 50 — 60 гг., однако в 70-е хронический дефицит госбюджетов привел к ослаблению его позиций и их замене на неолиберализм и современную теорию «экономики предложения».

Задачи и цели государственного регулирования

Регулирование призвано обеспечить эффективное функционирование экономической системы государства, что заключается во взаимодействии всех сфер, прежде всего, финансовой, правовой и социальной. В этой связи существуют теоретический аспект и практическое воплощение. К первому относится прогнозирование и составление моделей действия. Практика предусматривает проведение конкретных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на регуляцию.

Главная цель госрегулирования — улучшение благосостояния общества в целом, что подразумевает собой благосостояние каждого его члена. Цели государственного регулирования, принято структурировать на экономические, социальные и политические. При этом главными составляющим являются:

  • стабильное экономическое развитие и рост;
  • политика обеспечения занятости населения;
  • поддержание стабильности национальной валюты и ценообразование;
  • социальная защита населения;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Выполнение первых 4 направлений и их взаимосвязь обеспечивают достижение равновесия в макроэкономической сфере. В условиях процесса глобализации результаты их комплексного взаимодействия напрямую оказывают влияние на внешнеэкономическую сферу государственной деятельности. На определенном историческом этапе развития общества последовательность достижения целей может меняться.

Следует отметить, что методы государственного регулирования разделяют на прямые и косвенные. Прямые предусматривают административно-правовые мероприятия, а их воздействие заключается в том, что экономические субъекты действуют исходя из государственных предписаний, и не могут в полной мере руководствоваться свободным экономическим выбором. Они являются элементом смешанной экономики и продемонстрировали высокую эффективность, особенно в тех странах, где она развита недостаточно.

Косвенные методы, как правило, носят экономический характер и создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектов экономических отношений в пользу достижения общеэкономических целей. Грамотное взаимодействие методов между собой обеспечивает решение главной задачи — повышения благосостояния общества.

Функции и инструменты государственного регулирования

Что касается функций государства, то важнейшей является создание необходимой законодательной базы, обеспечение правовой основы для функционирования рыночной экономики. Важная функция государства — активизация инновационной и предпринимательской деятельности, стимулирование инвестиционной политики.

В современной рыночной экономике государство выступает как гарант в сфере социальной защиты населения. Инструментом для этого служит функция перераспределения доходов в пользу менее защищенных групп населения. Социальная политика по значимости не уступает такому инструменту как управление госсектором экономики, поскольку она препятствует росту социальной напряженности в обществе и способствует достижению социальной безопасности. Что касается использования государственной собственности, то она выступает как базовый элемент для реализации долгосрочных задач, особенно в тех областях, которые требуют значительных капиталовложений.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

Бюджетная и фискальная политика;

Денежно-кредитная политика;

Программирование;

Прогнозирование и планирование.

Методы государственного регулирования экономики - это влияние государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ГРЭ классифицируются по двум признаками:

Формами влияния;

Способами влияния.

По формам влияния методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и непрямого (косвенного) влияния.

В зависимости от способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся:

Определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;



Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;

Государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

Правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;

Лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т. д.

Методы косвенного регулирования - предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование - это влияние на экономические интересы.

К ним относятся:

Налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

Регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;

Таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Правовые методы ГРЭ - это деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения.

Правовое регулирование экономики имеет свой предмет, поскольку связан с юридическим определением способов, инструментов и процедур реализации.

Предметом правового регулирования экономики являются:

Отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;

Отношения "внутри" государства, между ее органами по поводу распределения полномочий, определение их правового статуса;

Отношения между субъектами хозяйственной деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор, собственник - арендатор и т. д.);

Экономические отношения между людьми.

Административные методы ГРЭ - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения.

Их признаки: прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление: обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.д

Экономические методы ГРЭ – Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.

Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, определяющие бюджетные расходы, и налоги, определяющие бюджетные доходы. Выделяют: стимулирующую фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных расходов и сдерживающую фискальную политику, направленную на сдерживание производства.

В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование государственного сектора, финансирование инвестиционных программ, обслуживание государственного долга.

Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышение конкурентоспособности отечественных производителей.

Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это:

Определение видов налогов и установление налоговых ставок;

Предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.

Пропагандистские (нравственно-этические) методы ГРЭ - это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т. п.).

Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и тому подобное. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства.


27 Социальная политика государства: понятие, принципы, способы реализации

Социальная политика - система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Объектом социальной политики является все население страны. К субъектами социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Принципы социальной политики: 1 Социальной справедливости 2 Социальной ответственности 3 Социального партнерства 4 Социальных гарантий 5 Преемственности.

Существует два направления социальной политики:

1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благоприятными условиями для труда и развития бизнеса:

а) поощрение малого бизнеса;

б) регулирование трудовых отношений;

в) поддержание высокой занятости населения;

2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества:

а) перераспределение доходов в обществе;

б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий;

в) предоставление общего образования и необходимой медицинской помощи.

Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень жизни населения.

Качество жизни – это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения.

Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.

В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения.

Социальная защита – это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.

Существуют различные модели в области социальной защищенности. Наиболее распространенной является модель 3-канальной социальной помощи, при которой осуществляется поддержка граждан по 3 направлениям:

1) государственное социальное страхование – основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую помощь;

2) государственное вспомоществование осуществляется в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан – престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;

3) частная система социального страхования предусматривает возможность добровольных отчислений граждан (например, работодателей) для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.).

В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:

1) индексация доходов – метод компенсирования доходов граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бывает следующих видов:

а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);

б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией;

2) адаптация – повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни.

Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов населения и достижение социальной стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры:

1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;

2) осуществление трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения;

3) установление предельных цен на товары первой необходимости, а также ставок минимальной заработной платы;

4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уровень жизни населения.


28. Доходы населения: источники формирования и измерение неравенства в их распределении

Доходы – это денежные поступления в бюджет домохозяйства для удовлетворения личных и семейных потребностей.

Доходы – это конечная цель действий каждого участника рыночной экономики.

Доходы – это денежная оценка разной деятельности физических и юридических лиц, как субъектов рыночной экономики.

Виды доходов:

1. Номинальный доход – включает в себя все поступления денег от предприятия и организаций и безналичные перечисления.

2. Реальный доход – вещественно-предметное содержание доходов потребителя.

Реальные доходы населения зависят от изменения уровня цен, расходов на выплату налогов, а так же других обязательных платежей. Реальный общий доход населения определяется как личностный доход с добавленной стоимостью, бесплатными или на льготных условиях предоставленных населению услуг, за счёт социальных органов.

Источники формирования доходов:

1. Трудовые доходы (зарплата)

2. От предпринимательской деятельности (чистая прибыль, дивиденды)

3. Доходы от собственности (рента, % по вкладам)

4. Социальные трансферты (стипендия, пенсия и т.д.)

Процесс формирования доходов:

Формы перераспределения доходов:

1. Часть доход перераспределяется в соответствии

2. Часть распределяется через социальные фонды

3. Часть формируется за счёт предпринимательской и индивидуальной деятельности

4. Часть формируется за счёт накопленной ранее стоимости в виде дивидендов от акций, доходов от других ценных бумаг и % по вкладам

Личное распределение доходов хар-ет как распределяются все доходы между различными доходными группами(частными лицами, семьями, домохозяйствами). В распределении доходов существует значительное неравенство. Оно присуще всем государствам. Оценка распределения доходов включ в себя след показатели:

1 показатель среднего дохода или среднеарифметическое. Исчисляется как сумма отдельных значений признака деленное на их число. Этот показатель чувствителен к повышению или понижению удельного веса высокодоходных или низкодоходных групп населения.

2 для хар-ки общего уровня доходов используется их медианный уровень, т.е. уровень выше или ниже которого получают доход одинаковое число работников.

3 мода, пр собой наиболее распространенный уровень дохода

Анализ распределения дохода дополняется показателями, кот изменяют разрыв между высоко и низкодоходными группами населения.

Такими показателями явл децельные, квартильные коэффициенты. Эти коэффициенты предполагают разбиение исходной совокупности на равные части и измерение соотношения между доходами 2х крайних групп.

Квантильный коэф-нт концентрации доходов предполагает разбиение всего населения на 4 равные группы: по 25% и нахождения отношения среднего дохода последний группы к среднему значению. Первой группы, т.е. отношение дохода наиболее высокооплачмваемой части населения к наиболее низкооплачиваемой.

Анализ доходов населения с точки зрения их дифференциализации может строится на основе кривой Лоренца:

Если совокупный доход У и численность населения принять за 1, то в точке Д-100% дохода будет распределено среди 100% населения.

ОЕД - биссектриса-линия абсолютного равенства (20% населения-20% дохода)

ОСД - реальное распределение доходов в обществе и степенью его отклонения от биссектрисы

Неравенство в распределении доходов означает, что каждая группа из верхних квантилей будет получать большую часть совокупного дохода общества, а каждая группа из нижних квантилей меньшую.

ОКД- линия абсолютного неравенства. Когда 100% дохода присваивается одним человеком.

Неравенство доходов хар-ся степенью отклонения кривой Лоренца ОСд от биссектрисы ОД- это отклонение можно измерить через отношение площадей фигуры ОДС к площади треугольника, образованного биссектрисой и и кривой ОДК. В результате получим показатель хар-ий степень неравенства, кот. назыв коэффициентом концентрации или коэф-том Джинни. Чем больше этот коэф-нт тем больше неравенство. Чем блиде значения коэф-так 0, тем равномернее распределяется доход в обществе.

Кривая Лоренца наглядно демонстрирует политику выравнивания доходов, проводимую гос-вом посредством налогообложения и социальных программ

ОКД- налоговая система; ОМД- социальные программы

Пути сглаживания неравенства:

1 повышение налогов на богатых

2 перераспределение доходов в пользу бедных

29. Сущность и характеристика категории «бедность населения»

Бе́дность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.). Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Еще в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем бедности внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зрения состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

Экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

Социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

Демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

Социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),

Образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

Политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

Регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и в целях обеспечения нормальных условий функционирования .

Все негативные стороны могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике . Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные (правительства):

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
  • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

  • через государственный сектор;
  • посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

В условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

  • при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);
  • государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
  • государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать и социальной стабильности;
  • государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;
  • усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Методы и цели государственного регулирования экономики

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

  • на прямые (или дирижистские);
  • косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты ) государственного регулирования экономики:

  • административно-правовые инструменты;
  • финансовая (налоговая) система;
  • кредитно-денежная система государства;
  • государственная собственность;
  • государственный заказ.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.

В продолжение темы:
Биографии

Страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности – распространенное явление. На практике нередки ситуации, когда клиент той или иной организации, столкнувшийся со...

Новые статьи
/
Популярные