Что такое приватизация квартиры? Что такое приватизация квартиры и зачем она нужна? Приватизацию можно обозначить как один из видов.
от лат. privatus частный)
передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. Приватизация может иметь скрытый характер, когда осуществляется в юридической форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, напр., лишь определенная часть акций; может осуществляться в форме денационализации (реприватизации), когда национализированное прежде имущество передается в частную собственность прежних или иных владельцев. По своему содержанию приватизация близка к более широкому процессу разгосударствления, который включает передачу государственного имущества в собственность органов местного самоуправления (т. е. муниципализацию имущества). Термин «разгосударствление» часто применяется для обозначения крупномасштабной приватизации.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ПРИВАТИЗАЦИЯ
от лат. privatus частный) - передача или продажа государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) в собственность отдельных лиц или коллективов.
Приватизация - один из инструментов экономической политики. В связи с увеличивающимся разделением труда и усложнением процессов производства, распределения, обмена, продаж (автомобиль 1970-х гг. делался в 30 странах мира, тогда как в начале века тот же Форд все комплектующие производил сам; простой мобильный телефон устроен сложнее, чем первый искусственный спутник Земли и т. д.) на предприятиях с середины XX в. стали расти транзакционные издержки, которые делали невозможным управление с правительственного уровня. Стало понятно, что вертикальные пирамидальные структуры уступают место горизонтальным связям, в них в частные руки должны быть переданы и функции планирования и тактического руководства.
Государство определяет правила игры, но само перестает быть экономическим игроком. Через процедуру разгосударствления в 1970–80 е гг. прошло более 80 стран мира, от стран бывшего социалистического лагеря с плановой экономикой, где госсектор доминировал, до государств с развитой рыночной, где доля государственных предприятий была сравнительно невелика. Но и там необходимость повышения эффективности производства заставляла правительства передавать и продавать часть госсобственности в частные руки. Порой речь шла даже о целых отраслях промышленности.
Естественно, меры эти были непопулярными, потому что неизбежно вели к массовым увольнениям и росту социальной напряженности. Так это было, например, в Великобритании во времена премьерства М. Тэтчер, когда правительство тори приняло решение о разгосударствлении угольной отрасли.
При этом результаты приватизации в разных странах были отнюдь не однозначными. Если, например, в той же Великобритании разгосударствление части предприятий привело к укреплению госбюджета (в результате как увеличившегося поступления налогов, так и сокращения субсидий госпредприятиям) и росту производительности труда, то приватизация в Сирии и Бразилии не помогла выходу этих стран из кризиса.
На порядок сложнее происходил этот процесс в государствах с плановой экономикой. Отсутствие опыта хозяйствования в условиях рынка, квалифицированных специалистов, законодательной базы, соответствующей психологии - все это обусловило противоречивый, зачастую драматический характер приватизации в бывших социалистических странах и особенно в России.
Начавшаяся как составная часть монетаристских реформ, проводимых правительством Е. Гайдара, приватизация, по замыслу ее инициаторов, должна была покончить с монополией государства в сфере производства и обращения и запустить механизм рыночной конкуренции. Предполагалось, что это стимулирует личную заинтересованность каждого россиянина в результатах реформ и создаст класс здоровых, честных предпринимателей.
Но слабая организационная подготовка, проведение приватизации не правовыми, а номенклатурными методами, отсутствие нужных законов и в целом самой концепции ее проведения обусловили крайне неэффективный, полукриминальный способ разгосударствления.
Свою роль сыграла спешность осуществления перевода в частные руки большинства предприятий огромной страны. Из 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий с 1992 по 1994 гг. было приватизировано 110 тыс., в то время как разгосударствление 12 госпредприятий в Англии длилось 10 лет, а приватизация 676 предприятий в ФРГ заняла 8 лет (1983–90 гг.). Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала 2 этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный.
По поводу метода приватизации еще в начале 1990-х гг. шли жаркие дискуссии. Предлагались, например, такие способы как передача - безвозмездно или на основе льготного выкупа - государственных предприятий в собственность трудовым коллективам; акционирование и продажа государственных предприятий непосредственно в частные руки.
Однако эти методы были отвергнуты как не отвечающие критериям социальной справедливости в пользу бесплатной раздачи собственности всему населению посредством выдачи специальных платежных средств - ваучеров, или приватизационных чеков, которые затем должны быть использованы на покупку акций приватизируемых предприятий и другого государственного имущества.
Приватизационные чеки граждане Российской Федерации начали получать с 1 октября 1992 г. Их номинал - 10 тыс. руб. - отражал долю каждого в общественном богатстве.
Уже вскоре ваучеры в условиях чиновничье-криминального произвола и правовой неразберихи стали предметом спекулятивных махинаций. Стоимость приватизационных чеков в условиях галопирующей после либерализации цен инфляции падала вместе с рублем, они обесценивались и в массовом порядке скупались дельцами.
За короткое время владельцами крупнейших предприятий, где трудились порой десятки тысяч работников, стали не трудовые коллективы, а вчерашние директора, представители номенклатуры и откровенно криминальные структуры.
Таким образом, приватизация, проведенная Гайдаром и Чубайсом вначале 1990-х гг., на этом этапе не стала фактором повышения эффективности производства, а свелась к «черному переделу» бывшей общенародной собственности и ускоренному созданию класса новых собственников.
Подавляющее большинство россиян оказались ограбленными второй раз - после того, как в результате либерализации цен обесценились все их сбережения.
А установленных целей приватизация так и не достигла: члены трудовых коллективов остались наемными работниками, предприятиямонополисты сохранили свое монопольное положение, производительность труда осталась на прежнем уровне.
Приватизация «ваучерного образца» проводилась и в странах Центральной и Восточной Европы. Но в большинстве из них столь серьезных социальных издержек, как в России, удалось избежать. Там даже при господстве плановой экономики функционировал развитый частный сектор, который в сфере торговли, услуг, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности часто преобладал даже над государственным. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что в отличие от нашей страны, где после 1917 г., если не считать короткого периода НЭПа, элементов рыночной экономики просто не было, страны, вступившие на социалистический путь в 1940–50 гг., сумели сохранить существовавший до революции опыт рыночной экономики.
Этап чековой приватизации длился с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г. Затем наступил этап денежной приватизации, задачей которого было формирование инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что должно было повысить их заинтересованность в долгосрочных инвестициях.
Особым этапом российской приватизации стала инвестиционная приватизация, предполагавшая переход государственного имущества в частные руки при условии обязательств со стороны нового владельца инвестировать дальнейшее развитие производства, и последовавшие за ними залоговые аукционы, в результате которых государство утратило контроль над крупнейшими российскими предприятиями, остававшимися в его собственности после ваучерной приватизации.
Акции этих предприятий отдавались крупным банкам в залог кредитов, необходимых для выполнения бюджетных обязательств, однако в установленный срок государство не смогло рассчитаться по этим кредитам, и в результате предприятия флагманы российской экономики попали под контроль олигархических структур, заплативших за них цену, в десятки раз ниже рыночной. Всего за время приватизации Гайдара - Чубайса - Коха за 10 лет в результате продажи 145 тыс. предприятий бюджет России получил сумму по разным оценкам от 10 до 20 млрд долларов! За столько была продана львиная часть второй по величине экономики в мире, какой была экономика СССР! Для сравнения: английский бюджет только в результате приватизации одной кампании «Бритиш Телеком» получил 23 млрд долларов. Приватизация «Дойче Телекома» принесла немецкой казне 13 млрд долларов.
Неудовлетворительные итоги приватизации привели к тому, что собственность частных лиц до сих пор является морально нелегитимной в глазах населения, во-вторых, не может стать капиталом, т. е. легальным, белым рыночным механизмом экономического роста (из-за юридической нечистоты сделок затруднены IPO, займы, кредиты, продажа, участие в белых сделках, сотрудничество на международном уровне и проч.).
Кроме того, экономического эффекта, т. е. повышения производительности труда и прибыльности прежде всего у крупных предприятий не наблюдалось (более того, налицо было массовое нарушение экологического, трудового законодательства, тяжелые социальные последствия от хищнического отношения к собственности, вызванного общим ощущением нелегальности и временности пользования у новых «хозяев»).
Сегодня правительство предпринимает попытки восстановить контроль над государственным имуществом в стратегически важных отраслях.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.
Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.
Собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).
В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации :
- обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
- демонополизация производства;
- балансировка доходов различных групп и слоев населения;
- перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
- развитие фондового рынка.
Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации :
- продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
- продажа предприятий на аукционе;
- продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
- выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.
Этапы приватизации в России
Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.
Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:
- сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
- введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).
Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.
Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.
В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.
Социально-экономические последствия приватизации в России
В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.
Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.
В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества » под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер . Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.
— это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, . Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.
Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои , должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и .
Сущность приватизации
Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора . В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства , имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.
Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Задачи приватизации
Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:
- повышение эффективности предприятий
- сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
- увеличение поступлений в бюджет
- ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
- борьба с на рынке
- расширение рынка заемных капиталов
- увеличение и населения
- привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
- сокращение профсоюзного движения
- создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.
Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором . Приватизация должна способствовать усилению экономики страны в целом.
Проведение и результаты приватизации в России
При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.
С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.
В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.
Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:
- широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
- увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
- инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
- в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.
На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.
России во время проведения приватизации резко уменьшился . Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).
Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.
К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.
Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции , которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников , что усилило противоречия между населением.
Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой . Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).
Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.
Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).
В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.
Согласно «децильному » коэффициенту , который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г . от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза . Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.
У большинства населения не было капитала для приобретения по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.
Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.
В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля .
При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.
Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев . Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.
Квартиры происходит у совершеннолетнего гражданина один раз в жизни, на добровольной основе. Несовершеннолетние могут осуществить это право два раза – до 18 лет с родителями, и самостоятельно после совершеннолетия.
Приватизации не подлежат следующие помещения:
- городские кооперативные квартиры;
- квартиры и общежития от предприятий;
- частное и колхозное строительство в сельской местности;
- общежитие;
- жилье в городке при воинской части;
- школы, больницы, дома отдыха;
- недвижимость в аварийном состоянии.
Соответственно, что жильцы этих домов и комнат не имеют права на приватизацию. Временные квартиросъемщики тоже.
Недееспособные люди также могут принять в этом участие при помощи опекунов, действующих в их интересах.
Плюсы и минусы, нужно ли приватизировать квартиру
Стоит ли приватизировать квартиру — индивидуальный выбор каждого, но в процедуре есть существенное преимущество – вы получаете жилье практически бесплатно. Расходы идут только на оформление документов.
Бесплатная приватизация жилья позволяет прописывать в приватизированной квартире всех, кого хотите, согласовывая вопрос лишь между владельцами долей. Также легче будет проходить процесс перепланировки. Вы сможете заработать на ней, сдав в аренду. Проще будет оформлять краткосрочные договора, и регулярно их продлевать. Если вы владелец квартиры, то вас уже не смогут из нее выселить и выписать, даже с большими коммунальными долгами.
Также есть психологический аспект прохождения процедуры платной и бесплатной приватизации квартиры – человеку просто приятно чувствовать себя хозяином.
С изменением статуса жилья есть и свои нюансы. Например, такую квартиру вы не сможете обменять на неприватизированную. Можно сделать отказ от приватизации, чтобы передать недвижимость обратно государству, но это довольно непростой процесс. Также сложнее будет оформить субсидию и другие льготы.
Приватизация для малоимущих: за и против
К преимуществам процедуры можно отнести то, что приватизированное жилье можно продать, приобрести квартиру меньшего размера, оставив разницу на свое усмотрение.
Но есть и минусы, влияющие на отказ от приватизации, среди которых – повышение расходов на коммунальные платежи, ведь они теперь будут включать в себя содержание домового имущества. Плюс ко всему, увеличится размер налога на недвижимость. Также вы не сможете бесплатно получить недвижимость большего размера, например, когда дом будет подлежать сносу. Только компенсацию. Поэтому вам нужно детально анализировать — нужно ли приватизировать квартиру в этом случае.
Приватизация для пенсионеров
Приватизированную квартиру пожилой человек сможет завещать родственникам, причем он может переложить часть расходов на процесс приватизации на их плечи. Также ее можно использовать, как вклад по договору ренты или пожизненного содержания.
Причиной отказа от приватизации может быть риск потерять жилье. Так как в случае бедствия новое вам теперь не предоставят, только в отдельных случаях, которых трудно добиться. Можно оформить , но это, опять же, дополнительные расходы, ежемесячные взносы.
Должники
Среди тех, кто имеет право на приватизацию квартиры, могут быть и жильцы с долгами по коммунальным платежам. Эти две ситуации друг на друга влиять не должны, поэтому организации не могут препятствовать процедуре.
На отказ от приватизации может повлиять тот нюанс, что теперь квартира станет вашим имуществом, и в случае других долгов (например, кредитов), на квартиру могут наложить арест, а вскоре и вовсе лишить ее вас. Из не приватизированной комнаты за банковские долги не выселяют.
Отказ от приватизации и право пожизненного проживания
По желанию, можно оформить отказ от участия в приватизации. Если некоторые жильцы откажутся, другие все равно могут приватизировать недвижимость на себя. Каждый будет владеть своей долей, и дети, в том числе, даже если они не прописаны там, но имеют право проживания. Нотариальный отказ от приватизации обязательно должен быть заверен в соответствующем учреждении.
Есть два типа нежелания процесса. Первый – это отказ от приватизации, когда человек сознательно не использует свое право, и из-за этого остальные жильцы также не могут им воспользоваться. Есть отказ от участия в процессе, который делается в пользу других лиц, проживающих в квартире, причем всех в равных долях, а не одного конкретного человека.
Если вы не решили, надо ли приватизировать квартиру, не забывайте, что проживание в ней не бесплатное и нужно оплачивать социальный найм. Пользоваться жильем вы сможете ровно столько, пока последний член семьи не покинет его. Все, кто покидает недвижимость, лишаются права пользования ей.
Особенности процесса отказа
Когда заканчивается приватизация квартир в России
Несколько лет назад ввели бесплатную приватизацию жилья. Это облегчило жизнь многим семьям, но эта программа с ограниченным сроком действия, который увеличивался уже пять раз. Было объявлено, что закон о приватизация квартирыгласит, что пока последняя дата – 1 марта 2017 года.
Подпишитесь на свежие новости
1. Понятие приватизации и разгосударствления
Раздел 1. Понятие приватизационные ценные бумаги
2. Способы и формы приватизации
- Приватизация как предмет научного исследования
Ваучерная приватизация
3. Экономическая эффективность
4. Приватизация, обобществление производства и собственность
5. Методы денежной приватизации
6. Этапы приватизации 7. Особенности приватизации в Российской Федерации - Понятие приватизации в Российской Федерации - Цели российской приватизации - приватизации
Ваучерный этап приватизации
Денежный этап приватизации - Проблема воссоздания института собственности
8. Механизмы финансирования процесса приватизации
АЙПИО акций
Частное размещение и продажа
Финансовые учреждения и институциональные инвесторы
Выкуп предприятий управляющими и служащими
Массовая приватизация
Нестандартные формы финансирования приватизации
9. Приватизация монополистов
Регулирование прибылей
Установление ценового потолка
Приватизация — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).
Приватизация - это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юр. лиц.
Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.
Частный случай приватизации, проводившейся в Российской Федерации в 1990-е — 2000-е гг., — приватизация жилья (передача государственного или муниципального жилья в собственность граждан) согласно закону РФ «О приватизации жилищного фонда в России».
Целевого назначения, которые используются в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации.
Приватизационные ценные бумаги - это ваучеры. Эти бумаги также относятся к ценным бумагам, подтверждающим право их владельцам на часть приватизируемой государственной собственности. Наиболее известным и пока единственным примером приватизационных ценных бумаг являются приватизационные чеки (ваучеры).
Приватизационные ценные бумаги - это ценные бумаги , выпускаемые в соответствии с законом о приватизации (1991) и обеспечивающие их владельцам право приобретения государственного имущества в процессе приватизации.
Понятие приватизационные ценные бумаги
Могут быть выпущены непосредственно от имени России, а также определенным российским исполнительным органом - продавцом федерального имущества. Приватизационные ценные бумаги имеют ограниченную сферу использования. Владельцам предоставляется право приобрести на имеющиеся в их распоряжении приватизационные ценные бумаги отчуждаемое в процессе приватизации имущество, включая акции приватизируемых предприятий .
Приватизационные ценные бумаги представляют собой ценные бумаги , удостоверяющие право гражданина на получение некоторого количества государственной собственности. Как правило, приватизационные ценные бумаги появлялись в государствах, которые изменяли политическую и экономическую структуру общества.
Процесс приватизации может иметь различные формы, чаще всего приватизационные ценные бумаги, которые получает население, аккумулируется в чековых инвестиционных фондах, которые выплачивают своим пайщикам от своей прибыли.
В России в начале девяностых годов каждый житель страны получал приватизационный чек - « » номиналом в 10 000 рублей. В то же время были приняты законодательные акты, в соответствии с которыми большая часть акций приватизируемых предприятий должна была обмениваться на ваучеры. Кроме того, ваучеры могли покупаться или продаваться по рыночной цене, а также обмениваться на другие ценные бумаги. Некоторые люди скупали ваучеры по очень низкой цене для того, чтобы обменять их на акции различных предприятий.
Многие банки выступали в качестве депозитарных хранилищ, где осуществлялось аккумулирование приватизационных ценных бумаг, а также самостоятельно участвовали в чековых конкурсах, приобретая государственную собственность.
Приватизационные чеки были безличными и имели определенный срок действия, чаще всего люди обменивали ваучеры на акции тех предприятий, где они долгое время работали. В некоторых случаях при увольнении люди должны были продавать свои акции по низкой цене руководству предприятия, кроме того, акции некоторых предприятий скупались частными лицами и организациями для проведения рейдерских атак.
Для обмена приватизационных ценных бумаг на акции предприятий организовывались чековые публичные торги, на которых акции предприятий обменивались на ваучеры по определенному курсу. В некоторых случаях чековые публичные торги были организованы таким образом, чтобы большая часть ценных бумаг перешла в руки определенным владельцам.
К сожалению, большинство россиян не смогли грамотно воспользоваться ценными бумагами. Многие чековые фонды через некоторое время разорились, а проценты, которые можно было получать по акциям, полученным в обмен на ваучеры, были слишком низкими.
Некоторые экономисты утверждали, что ваучер позволит многим людям через один-два года купить личный или начать собственный бизнес, на самом деле, ваучерная приватизация привела к созданию класса олигархов, которые смогли грамотно «приватизировать» крупные предприятия, приносившие наибольшую .
Приватизационные ценные бумаги имеютПриватизационные ценные бумагиния. Владельцам предоставляется право приобрести на имеющиеся в их распоряжении приватизационные ценные бумаги отчужприватизационные ценные бумаги имущество, включая акции приватизируемых предприятий.
Приватизационные ценные бумаги выпусПриватизационные ценные бумагисс приватизации государственных активов всего населения страны , а не только бизнесменов или непосредственных работников приватизируемого предприятия. В нашей стране они получили название приватизационные чеки или «ваучеры», выдавались каждому гражданину России в качестве предъявительской ценной бумаги, которая могла быть единственным средством оплаты за акции при приватизации предприятий. Законодательно на территории России было установлено, что от тридцати пяти до девяноста процентов акций приватизируемых предприятий можно было реализовывать только за «ваучеры», в связи с чем они начали активно скупаться у населения бизнесменами или организациями. В итоге, не поверив в реальную ценность приватизационных ценных бумаг, большинство населения России продали свои «ваучеры» за бесценок профессиональным бизнесменам и им оказались недоступными наиболее перспективные акции ведущих предприятий.
Приватизационные ценные бумаги могут быть государственными ценными бумагами с целевым назначением на предъявителя (то есть не именные, поэтому при утере не восстанавливаются), имеют номинальную стоимость в валюте страны и употребляются в качестве платежного средства для долевого участия в собственности приватизируемых объектов. Отечественный опыт денежной эмиссии такого типа бумаг был регламентирован соответствующим законодательным актом - это был указ президента России и постановление Верховного Совета России по реализации Государственной программы о приватизации объектов государственной и муниципальной собственности от 9 октября 1992 года.
Система употребления приватизационных ценных бумаг должна основываться на следующих позициях:приватизационных ценных бумагваучер» - это государственная , имеющая целевое назначение и может использоваться при приватизации государственных и муниципальных объектов, фонда жилья, участков земли, для покупки акций инвестиционного фонда;
Каждый гражданин страны имеет право на бесплатное получение приватизационных бумаг, которые может использовать для оплаты ценных бумаг, подтверждающих приобретение доли собственности объекта приватизации;
- выпуск приватизационных ценных бумаг может производится только государственными учреждениямприватизационных ценных бумаг срок действия ценности приватизационных ценных бумаг может быть ограничен;
Приватизационные ценные бумаги имеют эквивалентную номинальную стоимость в валюте государства;
На протяжении срока действия приватизационных ценных бумаг, они могут свободно продаваться и покупаться гражданами (а также организациями) по договорной стоимости.
Реализация акций приватизируемых объектов государственной и муниципальной собственности на конкурсе , где в качестве средства оплаты принимали только «ваучеры», называется чековый . На таком чековом тендере акции приватизируемых предприятий обмениваются по определенному курсу на приватизационные чеки. Стоимость акций, эквивалентную приватизационным чекам, определяется в зависимости от количественного спроса среди участников продажи с молотка и предъявляемых ими «ваучеров».
Хранение, обращение и использование приватизационных ценных бумаг в безналичной форме осуществляется депозитариями, в качестве которого может выприватизационных ценных бумагили , лицензированное мин фином страны в качестве инвестиционного института.
Понятие приватизации и разгосударствления
Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот осуществляется различными методами.
Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная , мелкие и средние предприятия промышленности и торговли , предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.
Приватизация может иметь скрытый характер, например, государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период . В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, ), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Англия, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
В современной Российской Федерации приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.
1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с конкурса , по аукциону , путем их акционирования.
2. Созданы две государственные структуры. Первая - комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Вторая - фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на тендерах, продажу их акций.
3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.
Приватизация является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.
Н. Ридли - «главный архитектор» и проводник британской программы приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не , а государство, что порождает иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, т.к. непризнание его деятельности приобретателем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать и заинтересовать собственников в том, чтобы сделать рентабельным.
Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе 10-15 лет. Правительство Российской Федерации, волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятий. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений предприятий, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.
Государству рекомендуется продумать ограничения для иностранцев в приватизации стратегических отраслей (энергоснабжения, водоснабжения, нефти, обороны и т.д.). Однако сегодня крайне необходимо привлечение иностранного капитала в другие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет оснований опасаться, что западные компании скупят у нас акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли нашего национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на .
Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:
Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юрлиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Экономические реформы, проводимые с начала 1990-х гг. ХХ в. в Российской Федерации и странах Восточной Европы , имеют своей конечной целью формирование современной конкурентной рыночной экономики. Однако последствия владычества административно-командной системы не позволяют решить эту проблему в короткие сроки .
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений ».
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России (далее — федеральное имущество), субъектов России, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юр. лиц .
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников рынка акций и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
Способы и формы приватизации
Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Лидер приватизации Британия предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополиста в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и функции частному сектору.
Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых:
Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности;
Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;
Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.
Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в Российской Федерации стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые публичные торги (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые публичные в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые публичные торги). Среди основных участников чековых продаж с молотка были трудовые коллективы, мелкие инвесторы , чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.
Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.
Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить госбюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.
Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в Российской Федерации, Польше, Чехословакии, Румынии.
Льготная приватизация, предполагающая Скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие Скидки и льготы были в Российской Федерации и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - репатриации собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.
Открытый и ограниченный аукцион. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток инвестиций.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Публичные торги позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-In: предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.
Приватизация как предмет научного исследования
Рассмотрев различные варианты приватизации в развивающихся и постсоциалистических странах (преимущественно, на примерах Российской Федерации и Египта), российский экономист С. З. Гафуров подчеркивал, что «приватизация представляет собой комплексный феномен, который должен рассматриваться с применением научных методов, разработанных в экономике, социологии, теории государства и права, социальной психологии и других общественных дисциплинах. При рассмотрении результатов приватизации в Российской Федерации, Египте, так же как и в других странах, необходимо учитывать как экономическую, так и социальную сферы. Приватизация сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ. Применение приватизации для развития экономики в развивающихся странах отражает давление мирового рынка и международных финансовых институтов. Однако форсированная чековая приватизация может оказать позитивное влияние на экономику только в малых странах. Как показывает опыт приватизации в РФ и АРЕ в социальной сфере приватизация резко усиливает расслоение общества, причем особенно быстро при применении чековых механизмов в условиях отсутствия приемлемо функционирующего фондовой биржи . Если правительство, проводящее приватизацию, ставит перед собой задачу ускоренного создания и развития новой финансовой буржуазии, то она будет эффективным инструментом. Вместе с тем, эти новые элитные слои не будут достаточно устойчивыми для обеспечения социальной стабильности и не обязательно будут способствовать развитию экономики в целом без проведения мер приватизации.
Ваучерная приватизация
Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан — собственников, и раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.
С точки зрения теории игрового поведения, можно отметить, что в этих условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (то есть появление ценных бумаг, выражающих определённую конечную стоимость приватизируемых предприятий, или раздел конечной же общей собственности) как игру с закрытой суммой, то есть создают ситуацию, когда их поведение направлено не на развитие народного хозяйства в целом, но на увеличение своей доли в нём даже ценой общего экономического спада. В этой ситуации государство должно играть роль защитника интересов совокупности элитных групп в целом против отдельных подгрупп или отдельных их членов, то есть роль государства через свои перераспределительные функции должна увеличиваться в лице фискальных органов, органов финансового контроля и др., что ведёт к общему увеличению влияния государства в обществе. А это противоречит основной задаче разгосударствления — уменьшению этого влияния.
Привлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых игроков и др.) в управление реальной экономикой при ваучерной приватизации ведёт к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами, а следовательно, к политической и общей нестабильности. Конфликты интересов мешают достижению консенсуса в части общего увеличения национального дохода.
Существеннейшим недостатком ваучерного механизма является и то, что он нарушает нормальную работу всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается финансовой статистикой в индексах. В условиях, когда монетарные и фискальные органы страны технически не в состоянии учитывать реальное влияние новых ценных бумаг на денежное обращение и оперативно реагировать на него (что чаще всего характерно для больших стран), введение приватизационных чеков в обращение, ничем не подкреплённых в реальном секторе, при отсутствии инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением курса акций в силу превышения агрегированного предложения над спросом, но и другие области денежного обращения.
Экономическая эффективность
Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Попытки рассмотрения причин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации как чисто экономический феномен, по мнению большинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительном характере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики.
Но как средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своей ваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент. «Невидимая рука рынка», характерная для рыночной экономики, и централизованный не могут, с точки зрения сторонников приватизации, вместе работать лучше, чем каждый из них по отдельности. С технической стороны, утверждают они, сочетание обеих систем экономики вызывает острые инфляционные процессы. Их оппоненты предполагают, что государство на макроэкономическом уровне вместе ли с рынком или без рынка управляет экономикой эффективней, чем сам . Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».
Основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, служит положение о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства, о том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот принцип обоснован, главным образом, эмпирически, исходя из того, что некоторые страны, полагавшиеся на частный сектор как источник экономического роста, добились лучших результатов, чем некоторые другие страны, которые делали ставку на государственный сектор. Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор, как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов, либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того, государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики — стимула к максимизации прибыли .
В сочетании с централизованным планированием государственный сектор экономики создает ряд новых проблем — снижение регулирующей функции цен, избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет работы на устаревшем оборудовании. «Государственное регулирование и социальный реформизм, — утверждал российский экономист Е. Т. Гайдар, — позволяют избежать взрыва низов, но сами по себе они не ведут к экономическому прогрессу». Утверждается также, что предприятия, находящиеся в государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов между избираемым политическим руководством и администрацией государственных предприятий.
Тем самым теоретики приватизации неявно предполагают, что микроэкономическая эффективность играет более важную, чем характерная для государственных предприятий макроэкономическая в общем экономическом росте. Этот вывод представляется более чем спорным. В самом деле, при более широком понимании экономики как науки о распределении ресурсов с целью достижения максимального потребления сразу бросается в глаза, что оптимальное для конкурентной рыночной экономики предприятие должно иметь неиспользуемые производственные резервы для компенсации возможного неожиданного повышения спроса или падения предложения (например, в случае уничтожения предприятий — конкурентов в результате стихийного бедствия), агрегированная сумма которых, как можно показать математически с использованием методов теории управления запасами, всегда будет больше, чем централизованные резервы, общие для отрасли экономики. Э.Мандель эмпирически показал, что реальная эффективность утилизации производственных факторов в СССР была, по меньшей мере на 1/5 больше, чем в капиталистическом мире.
Приватизация, обобществление производства и собственность
Приватизационные процессы в конце XX века приобрели особые масштабы в странах, которые по классификации ООН относились к государствам с централизованно — планируемой экономикой, и развивающихся странах. Изменения отношений собственности являются не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего XX века.
В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей ее из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.
Приватизация не обязательно является и процессом, направленным против обобществления производства в широком смысле. В общем виде она касается только форм такого обобществления и механизма его осуществления, который просто принимает непрямые формы.
Методы денежной приватизации
Существует несколько основных технических методик проведения денежной приватизации:
прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого рынка акций открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией;
аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике, в Венгрии и частично, например, при приватизации «Истерн Тобакко» в АРЕ;
ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;
разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходило в Российской Федерации;
передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США ;
аренда и субподряд государственной собственности предприятиями частного сектора.
Этапы приватизации
Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:
1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на конкурсах, коммерческих аукционах и предусматривала полный выкуп.
2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.
В середине 90-х гг. Приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.
Говоря об этапах приватизации в Российской Федерации, следует различать два основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в Российской Федерации, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный (или )). По длительности этот этап продолжался в Российской Федерации около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился , который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.
Особенности приватизации в Российской Федерации Понятие приватизации в Российской Федерации
Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, частных банков , ассоциаций, концернов, союзов и других трестов , предприятий».
Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами России и республик в составе России.
Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.
Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунстичиским силам. Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, сделавшей ставку на официальный, т.е. открытый переход к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальную и правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности. Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в июне 1990 г., выступала за сохранение старой системы.
Третьей фракцией, вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в Российской Федерации в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии. Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложить основы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах общества оставались еще очень сильными; создать предпосылки экономического возрождения страны на базе могущества частной собственности.
Принятия официального решения о приватизации была в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилось крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золото-валютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, утрата старых идейных и идеологических опор во всех слоях общества, населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа - вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора, сыгравшие решающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную - причина быстрого, относительно легкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя. Большинство правящего класса предпочло законно «переодеться» и в считанные исторические мгновения появиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему раньше лишь как классу в целом. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего нефтегазового комплекса) - вот спасательный круг российской экономики, палочка-выручалочка и старых, и новых властей.
Борьба вокруг государственной программы приватизации отражает борьбу различных сил как внутри новой власти, так и между новой и старой номенклатурами. В то же время сложность разработки и политического согласования вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и административных форм, ограниченность во времени не могли не оказать влияния на сроки подготовки и качество принятой программы приватизации. В течение 1992 года подготовки к государственной приватизации завершился. Было принято решение о двух этапах приватизации - ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).
Цели российской приватизации
Главными целями приватизации в 1992 г. были:
Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
Повышение эффективности деятельности предприятий;
Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;
Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
Привлечение иностранных инвестиций.
Необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.
Государственная программа приватизации
Эта схема отвечает также целям развития: расширяется базовая инфраструктурная служба, и наличие относительно стабильных акций способствует развитию рынка капиталов. выигрывает, получая выручку от контракта на управление и от владения растущим предприятием, которое он контролирует; процесс регулирования цен также предсказуем. Сотрудники предприятия выигрывают от вписание в это соглашение положений о защите их рабочих мест, а также от расширения спроса на сотрудников в связи с расширением сети.
Источники
ru.wikipedia.org/ ВикипедиЯ - свободная энциклопедия
infousa.ru ИнфоСША
sebedom.ru/ Себедом РУ
Процесс активной приватизации муниципального жилья был запущен правительством в 1992 году. За это время удалось передать в собственность граждан более 70% государственного жилого фонда. Тем не менее, определиться с выбором юридической формы пользования недвижимостью (собственность или ) и оформить документы успели не все. В связи с этим сроки бесплатной приватизации госжилья были в очередной раз продлены по указу Президента РФ до 1 марта 2016 года.
Что будет потом, точно не ясно. Возможно, существующая процедура приватизации упразднится или перейдёт на платную основу. В любом случае, если вы всерьёз рассчитываете стать собственником муниципального жилья, с регистрацией лучше не затягивать.
Что такое приватизация?
Под приватизацией подразумевается передача жилой недвижимости, которая ранее принадлежала муниципалитету, гражданам страны, проживающим в ней по договору социального найма. После оформления необходимой для этого документации жильцы становятся полноправными собственниками, то есть могут распоряжаться квартирой по своему усмотрению.
Приватизация жилья имеет как свои достоинства, так и недостатки. К последним относятся:
- необходимость уплачивать имущественный налог;
- регулярные взносы на дома.
Среди преимуществ – стандартные права собственника (право завещать жилплощадь наследникам, передать в дар, продать и т. д.).
Также владелец приватизированного жилья может самостоятельно решать, кого прописывать в квартире, а кого – нет. Наниматель подобной возможности не имеет.
Что можно приватизировать?
Стать собственником государственного жилья можно только в том случае, если оно относится:
- к официальному государственному жилищному фонду, то есть принадлежит непосредственно Федерации;
- к жилищному фонду субъектов РФ (областей, регионов и т. д.);
- к муниципальному жилищному фонду (принадлежит муниципальным образованиям, ведомствам, учреждениям и т. д.).
При этом приватизация невозможна , если жилплощадь:
- находится в и не пригодна для проживания;
- является служебным помещением организации, предназначенным для временного расселения сотрудников;
- расположена на территории закрытого военного городка;
- находится на территории общежития.
Как приватизировать жилье
Неприватизированная квартира остается в пользовании граждан пожизненно. Отказ от приватизации необходимо совершить в присутствии нотариуса
В некоторых случаях собственники квартир производят процесс, обратный приватизации, – расприватизацию, то есть отдачу недвижимости обратно государству. Иногда это выгодно. Расприватизацию нужно отличать от деприватизации и отмены договора приватизации
Когда приватизацию ввели, люди бросились оформлять жилье в собственность. По незнанию или злому умыслу многие допустили ошибки. Как оспорить результат и восстановить свои права – подробные инструкции
Хотите стать собственником комнаты, но чиновники в местной администрации говорят вам, что это невозможно? Не опускайте рук: подготовьте документы и обратитесь в муниципалитет снова. В случае отказа вам поможет районный суд
Кто имеет право участвовать в приватизации?
Оформить в собственность муниципальную квартиру может только гражданин Российской Федерации. При этом право приватизации является однократным, то есть даётся один раз. При повторном обращении в передаче права собственности на государственное жильё гражданину будет отказано.
Собственниками квартиры могут стать как совершеннолетние, так и несовершеннолетние жильцы. Дети в возрасте от 14 до 18 лет подписывают согласие или отказ от приватизации в присутствии официальных представителей (родители, опекуны и т. д.).
Если гражданин, который ранее участвовал в приватизации, принимает решение вернуть муниципалитету полученную у него квартиру, его право на однократную приватизацию госжилья не восстанавливается.
Процедура оформления права собственности на государственное жильё в 2015 году
Перед обращением в уполномоченные органы власти подготовьте документы. Вам потребуются:
- копии паспортов всех жильцов, участвующих в приватизации;
- копии свидетельств о рождении (для несовершеннолетних);
- бумаги, подтверждающие ваше право на пользование жилой недвижимостью (договор соцнайма, ордер, распоряжение администрации и т. д.);
- со всех мест предыдущего проживания, начиная с 1991 года;
- справки, подтверждающие, что будущие собственники ранее не участвовали в приватизации муниципального жилья;
- бумаги из БТИ (поэтажный план, экспликация и т. д.);
- для военнослужащих – копия удостоверения личности или справка из военкомата с реквизитами документа.
- составьте запрос о предоставлении вам исполнительными органами власти услуги по приватизации жилья. Сделать это можно либо лично, через специальный многофункциональный центр, либо в электронной форме, воспользовавшись официальным интернет-порталом (www.gosuslugi.ru);
- подпишите договор передачи государственной квартиры в вашу собственность. Максимально возможный срок для заключения соглашения – два месяца с момента составления обращения. При подписании договора должны обязательно присутствовать все члены семьи старше 14 лет;
- вместе с представителем Департамента городского имущества вашего населённого пункта зарегистрируйте право собственности в Росреестре. Для этого вам будет необходимо предварительно уплатить госпошлину в размере 2 000 рублей.