Битва за Гаусвальд: что происходит на территории дачи на Каменном острове. Как реставрируются особняк гаусвальд и дача громова Гаусвальд евгения карловна

Помните фильм "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона"?
Вот в это окно, что на фотографии, Ватсон бросал дымовую шашку в дом Ирэн Адлер (серия "Сокровища Агры")..
Это дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге.
Я была там в этот понедельник..
Неужели в этот понедельник???
Даже не верится...Прошло всего четыре дня, а все вокруг так переменилось...
Ну ладно, я сейчас не об этом...
В субботу я гуляла по Каменному острову, в том числе и эту дачу фотографировала...
А после прогулки залезла в интернет и прочла, что "дачу Гаусвальд спасти невозможно и принято решение ее снести"..
Мне сразу же захотелось пойти туда снова и пофотографировать поподробнее.
Что я и сделала в понедельник.
Пришла, а там.....

А там, обойдя дачу со всех сторон, захотела подойти поближе..
Но невысокий металлический заборчик окружает ее со всех сторон, калитка закрыта на замок...
Что делать? - я уже было собралась перелезть через ограду...
Но тут, случайно, из флигеля вышел охранник и сказал, что за забор нельзя ни в коем случае, что это теперь частная собственность и вход строго воспрещен.
Он подошел к заборчику с другой стороны, очень симпатичный дядька лет за 50, и оказалось, что это не просто охранник, а настоящий знаток своего "объекта", который рассказал мне всю историю дачи Гаусвальд, с подробностями, которых я не видела и в интернете..
Даже старые фотографии дачи показал..
Все через забор - свою обязанность охранника блюдет он очень строго....
Вот бы везде такие охранники были!
Кстати, если хотите, вы можете увидеть этого замечательного человека в самом конце вот этого ролика:
http://www.spbtv.ru/new.html?newsid=381

А история этого здания чрезвычайно интересна!...
Построена дача была в 1898 году для жены булочного мастера, поставщика императорского двора, Евгении Карловны Гаусвальд.
Авторы проекта — очень модные в то время в Петербурге архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне.
И выполнена дача в самом модном в то время стиле - в стиле модерн..
Почему-то именно зданий в стиле модерн сохранилось в наше время очень мало...
Как в Москве, так и в Петербурге...

"Их дом отличается свободным планом и многоуровневым расположением помещений. Угол дома, выходящий на пересечение аллей, выделен характерным для французского направления модерна закругленным порталом входа.

Дом, построенный для семьи Гаусвальд, имеет фасад, оформленный различными материалами: бутовой плитой, желтым кирпичом, деревом, и по праву принадлежит к лучшим произведениям модерна в Петербурге.

Отечественные кинематографисты снимали особняк неоднократно. Почти в каждом втором фильме-оперетте, выпущенном в советские времена на «Ленфильме», мы с легкостью узнаем главный фасад дома по очень характерной круглой двери.

Утрачен металический завиток у светильника.
С ним это был символический скрипичный ключ, который намекал на музыкальные пристрастия хозяйки дачи:

Именно отсюда миссис Айзенштайн (Л. Максакова) провожала в тюрьму (как ей казалось) своего супруга Генриха Айзенштайна (Ю. Соломин) в фильме «Летучая мышь». И именно перед этой дверью «авантюристка», оперная певица и просто красавица Ирэн Адлер появляется впервые перед Холмсом и зрителями в замедленной рапидной съемке."
Кроме того, здесь снимались фильмы "Дон Сезар де Базан", "Марица".
Каменный остров всегда считался привилегированным местом..
До Екатерины II он принадлежал канцлерам, сначала Головкину, потом Бесстужеву-Рюмину.
В 1765 году императрица Екатерина II вернула его в собственность императорской фамилии, подарив наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу. Столичная элита тут же выстроилась в очередь за высочайшим соизволением на строительство дач в соседстве с резиденцией великого князя..
Выпала такая честь и поставщикам двора его Величества - булочнику-кондитеру Гаусвальду, ювелиру Гау, обувному торговцу П.Гозе и др..
Дом Гаусвальд (2-я Березовая аллея, 32) считается первым в России зданием в этом стиле: подчеркнутая асимметрия, изломанные линии портала и крыши. Прототипом послужила архитектура английских коттеджей.

В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Думаю не надо объяснять что это такое?
Беспризорники отломали почти все копья с металлической ограды, разобрали красивые витражи в окнах ради свинцовых перемычек, из которых они делали грузила для удочек, а цветными стеклышками витражей они просто играли...
Внутри дачу поделили на клетушки, в которых могло поместиться по несколько кроватей...
Через несколько лет дачу отдали Ленинградскому Металлическому заводу, для жилья рабочим...Но руководство завода быстро сообразило, что удобнее тут будет сделать санаторий-профилакторий.
В таком виде дача и просуществовала до самой перейстройки..До того времени, как заводы стали "чахнуть" и избавляться от детских садов, пионерских лагерей, санаториев, и прочего "балласта" ..
Дачу приобрела частная компания, которой был нужен собственно только участок..Но разрешения на снос памятника арзитектуры компания получить не могла..
Тогда - "не мытьем, так катаньем" - предприниматели просто забросили здание, оно простояло 8 лет без отопления и все деревянные детали дачи были "съедены" белым грибком..
Так бы дача и погибла, уже почти погибла..Но..
Новый хозяин дачи, выкупив ее именно как памятник архитектуры, обязан реставрировать ее...
И оказалось, что это все-таки возможно:
"Заместитель председателя КГИОП Борис Кириков отметил, что дача — это первая законченная вещь в стиле модерн. Тем не менее, по его мнению, утрата деревянной части не такая уж беда, так как она претерпела много кардинальных искажений. «Драматизм ситуации смягчается тем, что мы имеем дело с результатом многочисленных перестроек, — считает он. - А восстановление позволит вернуть ей утраченный первозданный вид». Вместе с тем, чиновник считает, что «за кирпичную часть необходимо держаться». «Ну не умеем мы делать такой кирпич! - с досадой заявил он. — Что видно на особняке Ксешинской».
Член Совета Михаил Мильчик отметил, что если фундаменты будут разобраны, объект потеряет статус памятника, так как полное воссоздание - это новострой. «Башню и входную дверь нужно сохранять и реставрировать», — считает он.
Напомним, что дача Гаусвальда включает 4 здания. Она на 80% состоит из деревянных конструкций. Согласно экспертизе, проведенной в 2005 году, было установлено, что деревянные конструкции заражены белым грибком, который не поддается уничтожению через обработку растворами. Единственный способ борьбы с ним - вырезание пораженных участков и сжигание на стороне (чтобы спорами грибка не заразить окружающие постройки). Но если пойти на это, то от дачи останется 2-3 метра обрезков древесины. Поэтому эксперты считают, что деревянные конструкции постройки не подлежит реставрации.
В фундаменте башни имеются неравномерные просадки, трещины, тем не менее, все каменные конструкции при оборудовании системы водоотведения могли бы быть сохранены, считают специалисты."

Так что, есть надежда, что дача Гаусвальд не погибнет, а будет еще долго радовать своим видом наших детей и внуков.
Вот!

На Каменном острове Петербурга много необычных особняков. В конце 19 века это место стало популярным дачным районом. Прогуливаясь по тихому Каменному острову создается впечатление, что вы оказались в эпохе модерн на рубеже веков. По подсказке френдов goldfond и vince_spb я нашла интересные домики. Буду постепенно рассказывать о них.


Дача Гаусвальд Я решила тоже подписывать свои фото, дело муторное и от сетьевого воровства не спасает, но придает солидности

Дача Гаусвальд создает впечатление типичного английского дома с привидениями. Здесь снимался особняк Ирен Адлер в фильме "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

Дача была построена в 1898 году для жены булочника Евгении Гаусвальд. Архитекторы - Чагин В.И. и Шене В.И. После революции в доме была детская колония. После 1923 года в доме расположился санаторий для партийных лиц.

Сейчас здание выкупили частные предприниматели, но обещанная реставрация так и не сделана. В 2008 году предпринимались попытки вообще снести дачу, но активисты города не позволили такому вандализму свершиться. Трудности реставрации вызывают деревянные детали здания, которые поражены грибком и могут рассыпаться при работах.

Наверняка, в таком здании появляется призрак хозяйки, которая печально обходит свои владения, позвякивая ключами. Возможно, благодаря ее стараниям, дача до сих пор не разрушена. Это доброе привидение, которое снисходительно относится к непрошеным гостям, если они не намерены вредить ее имуществу.


Дача в конце 19 века


Кадры из фильма "Шерлок Холмс", особняк Ирен Адлер


Для любителей архитектурных деталей - план дома

Продолжение о домиках Каменного острова следует

Обновления блога в моем

Дача Гаусвальд – один из особняков в элитном районе Каменного острова, построенный в 1898 г. Он также известен, как дом Ирэн Адлер из экранизации про Шерлока Холмса. Несмотря на то, что здание признано архитектурным памятником, оно находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитальной реконструкции.

История особняка

В 1898 г. мастер булочных дел по фамилии Гаусвальд решил построить для своей супруги загородный особняк. Он планировал создать дом, внешне напоминавший пряничный домик, и пригласил к сотрудничеству известных зодчих В. Шене и В. Чагина.

Неизвестно, каким образом удалось булочнику получить землю на Каменном острове – участки выделяли только представителям знати и приближенным императора Николая II. На острове проживали дворянин Николай Свиягин, именитый психиатр Владимир Бехтерев, финансист Алексей Путилов. Тем не менее, в 1900 г. строительство дома Гаусвальд было завершено. Он стал одним из первых деревянных малоэтажных сооружений в стиле модерн во всей России.

После революции 1917 г. Каменный остров назвали Островом Трудящихся, а богатые жильцы оставили свои дачи и съехали, многие покинули страну. В запустевших домах обосновались беспризорники. Новая власть, ратовавшая за равноправие, передала особняк Гаусвальд и часть других домов в ведение 3-й детской колонии им. Луначарского.

Перевоспитание трудных подростков проходило медленно. Они наносили значительный вред интерьерам и внутреннему убранству дома: били стекла, царапали кладку, вытаскивали из витражей свинцовые элементы декора и цветные стеклышки. Свинец шел на грузила для удочек, а стеклышки обменивались на мелкие услуги.

В 1923 г. колония Луначарского съехала из здания. Оно перешло в ведение Ленинградского металлического завода и было переоборудовано в профилакторий.

В 1990 г. дом Гаусвальд выкупила частная компания, но использовать не стала. До 2008 г. здание было заброшено. За 18 лет простоя деревянные элементы конструкции на 85% уничтожил белый грибок. На заседании Комитета по охране культурного наследия Санкт-Петербурга было принято решение снести дачу, но по неизвестной причине оно не было исполнено.

Дом Гаусвальд в фильмах

Дача Гаусвальд, благодаря интересному облику, имеет богатую фильмографию. Здание снимали в детективной истории Шерлока Холмса в 1980 г. в качестве дома Ирэн Адлер – единственной женщины, ставшей достойным соперником сыщика по интеллекту и вызывавшей в нем неподдельный интерес.

Позже дом появился в комедии Яна Фрида «Дон Сезар де Базан», а также в музыкальном кино «Летучая мышь» и в художественном фильме «Марица», снятом по мотивам оперетты Имре Кальмана.

Архитектура здания

Дача Гаусвальд – редкий образец деревянного сооружения, воплощающего в своем облике черты стиля модерн: асимметричный силуэт, сложную линию крыши, полукруглые башенки с каменными окнами, витражи вместо окон.

Деревянная часть здания двухэтажная. С севера вплотную к ней примыкает одноэтажная конструкция и полукруглая башенка с арочным входом, а с юга – две террасы из дерева. Цокольный этаж выполнен на деревянных опорах и украшен бутовым камнем.

Внутреннее убранство особняка безвозвратно утрачено, но известно, что в былые годы на первом этаже находились комнаты хозяев, а на втором - кабинет и гостевые спальни. Юго-западная часть здания использовалась в качестве служебной, в нее был устроен отдельный вход.

На участке размещались хозяйственные постройки, ни одна из которых не сохранилась.

Прогноз на будущее

В 2017 г. приговор даче Гаусвальд был пересмотрен. Памятник архитектуры решено восстановить. Строители уже работают на участке – разбирают внутреннюю отделку, чтобы понять, какие элементы конструкции нуждаются в замене. Позже над особняком выстроят каркас из металла для защиты от осадков и начнут реставрацию. Полная разборка здания не входит в планы рабочих – они хотят заменить только нижние сгнившие венцы сруба и элементы, поврежденные грибком.

Работы ведутся под контролем Комитета по охране памятников архитектуры Санкт-Петербурга, представители которого уверены, что исторический облик здания удастся сохранить на 75%.

Где находится дача

Адрес дома Гаусвальд – Каменный остров, 2-я Березовая аллея, д. 32. Она закрыта для посещений, рассмотреть архитектуру можно только издалека. Добираться удобнее всего на автомобиле, ближайшие остановки автобусов находятся на другом конце острова.

Второй вариант – пройти пешком от станции метро «Петроградская» по Каменноостровскому проспекту, пересечь Малую Невку и, оказавшись на острове, свернуть направо, на 2-ю Березовую аллею. Маршрут занимает 17-20 минут в быстром темпе.

Этот дом был построен в 1898 году по заказу булочного мастера Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Проект создавался известными архитекторами Чагиным и Шёне. Владимир Иванович Чагин получил образование в Академии художеств и к моменту начала работы над дачей Гаусвальд уже участвовал в нескольких крупных проектах, а после Октябрьской революции занимался реконструкцией и восстановлением многих памятников архитектуры. Именно он одним из первых стал строить в Петербурге здания в стиле модерн, большинство из которых создавал совместно с Василием Ивановичем Шёне.

Каменный остров уже в те годы был привилегированным районом Санкт-Петербурга, где жили многие известные и состоятельные люди: купец Елисеев, крупный промышленник Путилов, выдающиеся учёные.

Дача Гаусвальд является первым в России зданием в стиле модерн, большая часть которого построена из дерева. При этом соблюдены характерные для этого архитектурного стиля асимметрия, изломанные линии крыши и некоторые другие детали. Центральная двухэтажная часть постройки деревянная, к ней прилегает одноэтажное строение, имеющее полукруглый портал. Цокольная часть облицована бутовой плитой, использовавшейся при строительстве большинства коттеджей на Каменном острове. На первом этаже были расположены жилые хозяйские комнаты, а на втором - кабинет и апартаменты для гостей. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что очень многое при создании дачи Гаусвальд было взято из классической английской коттеджной архитектуры, а другие утверждают, что в чертах здания прослеживается «баварский» стиль.

В первые годы после Октябрьской революции Каменный остров, к тому моменту переименованный в остров Трудящихся, стал пустовать, и в его элитных домах поселились беспризорники, которых со временем становилось всё больше. Тогда по решению властей в даче Гаусвальд разместилась детская колония. Беспризорные дети проживали здесь до 1923 года и растаскивали всё, до чего могли добраться: цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек и прочие надобности.

В середине 1920-х годов в даче Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров Трудящихся стал местом сосредоточения дач крупных чиновников. На протяжении советской эпохи внешний вид дачи Гаусвальд привлекал внимание создателей многих известных кинофильмов. В этом доме Ян Фрид снимал свои «Дон Сезар де Базан» и «Летучую мышь», а в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова дача Гаусвальд превратилась в особняк Ирэн Адлер.

После распада Советского Союза для дачи наступили тяжёлые дни. Это здание было приобретено частной фирмой, которая на протяжении двадцати лет никак его не использовала, и дом пришёл в полное запустение. После проведения исследования выяснилось, что более 80% деревянных построек практически разрушено плесенью. Ознакомившись с заключением специалистов, власти решили снести все пострадавшие деревянные конструкции. Впрочем, этого так и не произошло. Ещё через несколько лет была новая проверка аварийности, в результате которой окончательно было принято решение разобрать все деревянные части, а впоследствии на их месте установить постройку, созданную по проекту архитектора Рафаэля Даянова.

Сейчас идёт реставрация, зданию обещают вернуть исторический облик к концу 2019 года.

Загрузить фото 4,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,8 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,4 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,6 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,1 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,1 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,2 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,8 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,2 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,0 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,8 МБ ">

Специалисты показали ход реставрации двух объектов деревянного зодчества: особняка Е.К. Гаусвальд на Каменном острове и дачи В.Ф. Громова в Лопухинском саду.

Особняк Е.К. Гаусвальд реставрируется за счет средств собственника, дача В.Ф. Громова - за счет средств городского бюджета. Это - одни из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества в центре Санкт-Петербурга .

В мероприятии приняли участие председатель КГИОП Сергей Макаров, архитектор-реставратор высшей категории, член Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ Владимир Рахманов, заместитель руководителя проекта компании ООО «Мак-Тандем» Владислав Сысоев, заместитель генерального директора ООО «ПСБ «Жилстрой» по реставрации Людмила Голубева, заместитель генерального директора ООО «ПСБ «Жилстрой» по производству Алексей Петров.

Особняк Е.К. Гаусвальд входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Гаусвальда с тремя службами, участком парка и оградой». Объект находится в частной собственности.

Работы проводятся с августа 2017 года в соответствии с согласованной КГИОП документацией и разрешением.

«Если в прошлом году мы еще смотрели завалы, обвалившиеся части стропильной системы, то сейчас мы видим, что реставраторы сделали за год: как укреплены фундаменты, как отреставрирован сруб с максимальным сохранением его подлинности , - рассказал Сергей Макаров. - Исторический сруб сохранен более чем на 70%, стропильная система - более на 80%. Сейчас разбирается конструкция, которая укрывала здание от воздействия осадков, чтобы уже можно было приступать к укладке черепицы» .

Установлены конструкции по усилению и поддержке сруба, демонтирована и складирована черепица в целях облегчения нагрузки на несущие конструкции здания и устроена временная кровля, демонтирован линолеум и плитка советского времени, демонтированы аварийные участки конструкций перекрытий. На каждый деревянный элемент фасада прикреплен маркер с номером, создана подробная схема маркировки.

Обследованы грунты, усилен и более чем на 80% сохранен фундамент из бутового камня.

Две трети здания выполнены в дереве, сочетание деревянных и каменных конструкций чрезвычайно оригинально. Из пород дерева в основном использована сосна и лиственница, утраченные элементы воссозданы из того же материала, причем подрядчик закупал для разборки исторические избы в Северо-Западном регионе, чтобы использовать для замены старые бревна: «то, что неизбежно разбирается в области и, как правило, идет на дрова » - пояснил Владимир Рахманов.

Полностью заменены только три ряда сгнивших нижних венцов - это самое «больное место» деревянных зданий, особенно учитывая высокие грунтовые воды на данной территории. Также заменены небольшие участки сруба, поврежденные жуком-древоточцем.

В процессе демонтажа поздней внутренней обшивки раскрылась история здания - его строительства, последующих изменений и бытования. Так, обнаружен оливковый колер - первоначальный цвет фасада здания. Обнаружены и документы первой половины ХХ века: письма, фрагменты газет, изразцов печи.

«Деревянное здание оранжереи у дачи В.Ф. Громова с садом, оградой» - памятник регионального значения, одно из немногих сохранившихся в центре города деревянных исторических зданий. Его реставрация последовала сразу после окончания работ по благоустройству Лопухинского сада.

«Здание долгое время не имело хорошего содержания , - отметил Сергей Макаров. - Были проведены серьезные обследования, выявилось плохое состояние нижних венцов. Уникальность этого здания заключается в большой степени сохранности, здесь очень много подлинного материала. Найдена живопись, которая была закрашена в советское время ».

Владимир Рахманов подчеркнул, что если особняк Гаусвальд находился в аварийном состоянии, то дача Громова - в предаварийном.

В 2015 году по программе КГИОП на разработку проектной документации из городского бюджета было выделено 14,6 млн. руб., на первоочередные противоаварийные работы - 3,5 млн. руб. В 2016 году продолжены первоочередные противоаварийные работы, объем финансирования составил 29,1 млн. руб.

Проведены работы по укреплению фундамента, очистке подвалов, снята наружная обшивка, которая будет отреставрирована и по окончании работ возвращена на место.

Уже на начальном этапе реставраторам удалось совершить несколько открытий. Так, в процессе расчистки в интерьерах была обнаружена уникальная живопись.

В подвале под залежами мусора обнаружились мраморные скульптуры и гипсовый бюст, предположительно, купца Федула Громова, отца бывшего владельца дачи.

В 2017 году выполнены работы по реставрации крыши, стен и перекрытий на сумму 64,9 млн. руб.

Выполнены работы по демонтажу старого окрытия, реставрации с частичной заменой и усилением стропильной системы и слуховых окон. Полностью восстановлена кирпичная кладка дымовых труб с последующим оштукатуриванием с воссозданием разделки зеркал и штукатурных тяг. Заменены поврежденные балки, отреставрированы с воссозданием утрат конструкции перекрытий. Разработаны и проведены мероприятия по уничтожению и созданию неблагоприятных условий для развития деструкторов дерева. Пораженные участки стен и перекрытий сруба расчищены механически ручным способом.

В 2018 году заключены государственные контракты на выполнение работ по реставрации западного и южного фасадов (30,9 млн. руб.), наружного металлодекора (16,9 млн. руб.), столярных заполнений (16,3 млн. руб.).

Особняк Е.К. Гаусвальд построен в 1898 году по проекту архитекторов Василия Шене и Владимира Чагина для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. В 1910-1916 гг. выполнены надстройки и пристройки к основному объему в приемах и формах модерна. В отделке фасадов применены разнообразные материалы; бутовый камень, облицовочная керамическая плитка «кабанчик», известняк, дерево, керамическая черепица, поливные полихромные изразцы.

В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Потом долгие годы там был санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода. В начале 1980-х здесь снимали фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Кроме того, здание использовалось при съемках фильмов «Дон Сезар де Базан» и «Летучая мышь».

Здание двухэтажное, на подвалах, с высоким каменным цоколем, деревянное, частью - кирпичное, сложной объемно-пространственной композиции из разновеликих объемов. Основной объем здания деревянный, отделка фасадов, имитирующая фахверк, выполнена обшивкой стен доской или «вагонкой», штукатуркой и окраской. В северо-восточной части здания - объем внешнего тамбура, парапетное ограждение террасы, угловая стилизованная башня - сложены из кирпича, облицованы керамической плиткой «кабанчик».

В советское время здание неоднократно перестраивалось в связи с изменением его функционального назначения. Самые серьезные изменения объект претерпел в результате капитального ремонта в 1984 году (утраты декора, отделки интерьеров).

Участок земли у Каменноостровского моста при Павле I был пожалован графу Г.Г. Кушелеву-Безбородко, от которого вскоре перешел в собственность князю Петру Васильевичу Лопухину. На большой территории развернулись работы по созданию загородной дачи-усадьбы с большим пейзажным парком.

В 1820 году участок приобрел председатель Государственного совета Виктор Павлович Кочубей. В 1836 году дачу снимали известные меломаны своего времени братья Матвей и Михаил Виельгорские. Здесь состоялось первое в России домашнее исполнение оперы Мейербера «Гугеноты».

В 1848 году участок купил крупнейший российский лесопромышленник и меценат Василий Федулович Громов. В 1850-х годах архитектор Георгий Винтергальтер построил новый двухэтажный дом, а архитектор Алексей Горностаев возвел в саду оранжереи, устроил гроты, фонтаны, беседки и каменную террасу с лестницей у пруда. Перепланировкой сада занимался собственный садовник Громова Е.В.Одинцов, автор сквера на Исаакиевской площади.

Здание является примером ранней эклектики с использованием классических мотивов и представляет собой редкий образец деревянной дачи середины XIX в.

Дача Громова становится центром проведения музыкальных праздников. В 1866 году здесь состоялся торжественный прием по случаю прибытия в Санкт-Петербург американского посольства. Современник так описывал посещение дачи: «восьмого августа в понедельник мы отправились на дачу к Громову, одному из замечательнейших по значению и богатству негоциантов в России. Дача Громова, по своему устройству и красоте, представляет нечто волшебное: растения, фонтаны, статуи - все это так великолепно, мастерски выбрано и устроено с таким вкусом и знанием, что мы все были совершенно очарованы...».

Редкие растения, которые росли в оранжереях Василия Федуловича, могли соперничать с раритетами Ботанического сада.Громов оказывал большую помощь Обществу садоводов и Обществу защиты животных. В 1869 году на его даче прошло заседание Международного съезда садоводов.Европейские ученые и садоводы осмотрели сад и оранжереи и были восхищены тем, что увидели, хотя парк предстал не во всей своей красе, поскольку весна в тот год была холодная.

Потомственный купец, Василий Громов был одним из главных контрагентов по поставкам лесных материалов для строящейся железной дороги Санкт-Петербург - Москва, принимал участие в постройке через Неву постоянного Николаевского моста, в строительстве многих частных и казенных зданий, построил паровые лесные заводы в Новгородской губернии, вел заграничную торговлю. Торговая фирма «Громов и Ко» процветала, она включала в себя лесные биржи и лесопильный завод у Смольного, лесопильный завод за Невской заставой. Как отмечали современники, «Василий Федулович ничего не делал поверхностно и только лишь для виду или вскользь».

Особо надо отметить благотворительную деятельность семьи Громовых. Еще Федул Григорьевич в 1820 году основал на свои деньги Приют св. Сергия, а Василий Федулович всю свою жизнь содержал этот приют, все время расширяя и улучшая его. За заслуги отца перед городом Василий Громов в 1839 году получил звание почетного гражданина с правом передачи по наследству. Он принимал участие в перестройке Собора всех учебных заведений (Смольного), был одним из учредителей Александринской сыпной больницы, одним из главных жертвователей на деревянную церковь Божией Матери Казанской (первой церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря), жертвовал на устройство иконостаса в Андреевском соборе Кронштадта, на постройку кафедрального собора в Петрозаводске, на посольскую церковь в Лондоне, вносил значительные пожертвования на военные расходы во время Крымской кампании.

После смерти Василия Громова в 1870 году дача принадлежала разным владельцам: в начале 1890-х годов здесь жил литератор Иероним Ясинский, у которого часто бывал Антон Павлович Чехов, в 1894 году бывший участок Кушелева-Лопухина-Громова приобрел крупный банкир Федор Алферов. В 1897 году он начинает распродавать южную часть участка под жилую застройку.

В 1926 году в связи со смертью Ф.Э. Дзержинского по решению Ленсовета Лопухинский сад получает название - Сад Клуба Союза рабочих государственных учреждений имени Ф.Э.Дзержинского.

К 1939 году в бывшем здании дачи Громова располагается Дом пионера и школьника.

С 1939 года в перестроенном двухэтажном служебном корпусе, примыкающем к даче, находилась опытная станция Ленинградского телецентра.

В 1991 году по решению Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов Лопухинскому саду возвращено историческое название.

Последние годы здание не эксплуатировалось, что привело к значительному ухудшению состояния фасадов и отделки интерьеров.

В продолжение темы:
Карьера

Для учета затрат на предприятиях используется целая система взаимосвязанных между собой счетов. Разберем практические ситуации. Распределение косвенных расходов на ремонт...

Новые статьи
/
Популярные